Е.А.Авдеенко. Тема «Каин» в современном мире. Эмиграция

Эмиграция 

 

      Вавилон Книги Бытия (11:1-9), – это великое по значению событие библейской истории имело духовно-исторические предпосылки.

     Первое – «хамство», исторический процесс утраты сыновства, который начался от Хама, а в своей духовной эволюции завершился отрицанием священства как такового (что можно условно обозначить как протестантство).

    Вторым духовно-историческим условием Вавилона было изгнание царя – Нимрода. Это была историческая личность, в которой явилась природа легитимной царской власти: Нимрод был «сильный ловец пред лицом Господа» (Быт. 10:9). Если служение апостольское обозначается как рыболовление, а служение царя как звероловление, то можно (в библейских понятиях) сказать, что в Вавилоне вообще не должно быть никакого ловца. «Вавилон» – это революция, а для всякой революции священство и царство – величайшие противники.

      Третье историческое условие возникновения Вавилона на планете – эмиграция. И эмиграция здесь также является не как исторический процесс только, но как явление духовного порядка, и поэтому эмиграция должна рассматриваться в контексте других аналогичных явлений, когда эмиграция имела двигательный импульс в духе и потому зафиксирована в Св. Истории.

      Итак, духовно-исторические предпосылки революции Вавилон суть:

— протестантство,

— цареборство,

— эмиграция.

      На очереди рассмотрения – эмиграция.

*

     Первым эмигрантом в Св. Истории был Каин. Особенностями первой, каиновой эмиграции были ее добровольный характер и богоборство. После того, как Каин убил брата и солгал Господу, что не знает, где его брат, Господь сказал:

      Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе. Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец). (Быт. 4:12)

      «Шатающийся (шаткий) и сетующий» (или в LXX: «стенающий и трясущийся») – никак не «изгнанник и скиталец» (как в Синодальном переводе и иудейской традиции). Тексты, древнееврейский и древнегреческий, не дают основания считать, что кто-то принуждал Каина к изгнанию и скитальчеству:

        Каин может жить вполне оседло. Господь не присуждал Каина к изгнанию и скитанию.

       Такова особенность первой Каинововой эмиграции: Каин сам избирает долю изгнанника и скитальца и возлагает вину за свое странничество на Господа:

        Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли, и от лица Твоего я скроюсь. (Быт. 4:14)

       Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия. Но разве может человек скрыться от Бога?

         И исшел Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на восток от Едема. (Быт. 4:16)

        Имя земли Нод נוד происходит от глагола нуд נוד (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания первый эмигрант, «сетующий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»). Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78; Зах. 6:12 LXX)[1].

         Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад. Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога.

         Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся. «Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его» (см. Иов 35:12, 14, греческий перевод). Вот что знал Каин, и он добился, чего хотел. Если есть черта, которая отделяет человека от Бога, она не за спиной (бегущего), она перед ним – как его «путь», направленность воли, свобода.

        Бегство Каина есть образец невынужденной эмиграции, источник ее исключительно внутренний, импульс – духовный. Писание разрабатывает тему подобной эмиграции.

           Нечестивый бежит, хотя никто не гонится [за ним].  (Прит. 28:1)

          Так может бежать человек, так может бежать целый народ, знавший Бога и отступивший от Бога. После исхода из Египта Господь сказал народу:

          Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.  (Лев. 26:14, 17)

        Второй, после Каина, образ невынужденной эмиграции дан во Второзаконии. Это особый образ – эмиграция как рассеяние. Такова, предупреждает Господь, может быть судьба еврейского народа. Как последний показатель духовного беспокойства приходит состояние, когда человек или народ «не находят покоя стопе ноги своей».

   Рассеет тебя Яхве по всем народам…

   и между племенами теми ты не отдохнешь,

   и не будет покоя стопе ноги твоей,

   и даст Яхве тебе там сердце трепещущее,

   обман (букв.: истребление) глаз и тоску души.

     (Втор. 28:64, 65)

*

     Вавилон и Вавилонскую башню начал строить народ эмигрантов «от востока». Каин эмигрировал «на восток». Народ эмигрантов пришел «от востока». И то, и другое событие имеет символический, и даже мистический смысл.

      И было, когда они странствовали от востока, и нашли долину в земле Сеннаар, и поселились там.         (Быт. 11:2)

      Народ эмигрантов строителей Вавилона не был этносом в понятиях библейской истории, ибо народы в собственном смысле возникли только после Вавилонского столпотворения. Народ эмигрантов был, как видно из дальнейшего, сплоченной общиной, способной воспринять идею и сразу ее осуществлять – строить.

  «Вавилон» Книги Бытия, как впоследствии «Вавилон» Апокалипсиса, обозначает крупный катастрофический сдвиг в истории человечества – переворот, революцию. Все потрясения в истории имеют основание в духовной жизни. Так и древнейшему «Вавилону» предшествовала некоторая духовная эволюция, которая была одновременно эволюцией (перемещением) в пространстве – «от востока».

     Эта эмиграция «от востока» никак не была первым движением после Потопа. Ковчег пристал к «горам Араратским» (Быт. 8:4). Арарат находится на северо-западе от Сеннаара. Горная цепь Арарат и долина Сеннаар (Шумер) – слишком известные в древности географические объекты, чтобы могла возникнуть мысль о возможности двигаться от Арарата на запад («от востока») и прийти в южную Месопотамию.

       Итак, от Потопа до описываемого «странствия с востока» – прошло историческое время. Чем-то оно было заполнено, что, придя в долину Сеннаар, люди единодушно принялись за греховное дело.

        Движение «от востока» было фактом духовной истории.

      Чтобы двигаться «от востока» и попасть в Сеннаар, нужно было оказаться далеко от Арарата и далеко уйти на восток. А что такое Восток?

      Еврейское кéдем קדם имеет пять основных значений:     1) восток как сторона света.     2) Восток – то, что впереди, передняя сторона.     3) Восток – древность, прошлое, прошедшее, прежнее. (Заметим, что в библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке).     4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть вечность (синоним עולם олам).     5) Восток – это такая вечность, которая есть начало (синоним ראשׁית решит).

       Рай в Едеме был обращен на Восток (Быт. 2:8). Когда Адам был изгнан из рая, чтобы жить в истории, он был поселен относительно Восточной стороны райского сада (Быт. 3:24). И Боговоплощение, и Второе пришествие имеют произойти от Востока.

      Мировая история есть направленный процесс: человека к Богу, и Бога к человеку, человека – к Востоку, Бога – от Востока.

     Беда, когда на этой магистрали происходит сбой. Впервые на эту линию, что указывает «на Восток», наступил Каин, пошел «на Восток», против Бога. Каин обладал достаточным богопознанием, чтобы быть богоборцем.

*

      Писание не дает нам спутать географический восток с духовным ориентиром истории. На востоке жили волхвы, которые пришли поклониться Христу. Они пришли «от востока», а вела их звезда, которую они видели «на востоке». Как они пришли на запад, если звезду они видели на востоке? Звезда Восток показывала им путь. Волхвы держались небесного, поэтому, их путь в западном направлении был истинным паломничеством.

      Если есть в Писании контрапозиция Новозаветным волхвам, то это, в Ветхом Завете, народ, который пришел «от востока» в долину Сеннаар.

        Как и волхвы, эти люди, пришедшие от востока, имели духовный опыт. Некогда они ушли – на Восток. Еще не богоборцы, отнюдь не «Каин», но они – паломники, и, в отличие от волхвов, паломники – в страну Востока. Волхвы на своем пути нашли Бога,

       эти после Потопа богоискатели, не нашли Бога, они «нашли землю».

       Волхвы шли от востока и смотрели на небо; эти паломники-эмигранты шли от востока и смотрели уже на землю. И они «нашли» землю себе по сердцу, и поселились там.

      Можно подумать, что они эту землю открыли, что Сеннаар был не заселен. Нет, эмигранты вытеснили или уничтожили царство Нимрода. Эти крепкие общинники принесли с собой сильный корпоративный дух.

     Итак, народ-богоискатель пришел «от востока», нашел в южном Междуречье долину, поселился там, уничтожил царство, и на других общественных началах начал строить цивилизацию «Вавилон».

        Конечно, могут возникнуть сомнения: что это мы так уверенно расписываем таинственный исторический процесс глубочайшей древности, от которого остались такие краткие свидетельства, как будто мы были его очевидцы? Именно, мы и были очевидцы возникновения «Вавилона» – современного, когда возник в конце II тысячелетия по Р.Х. «однополярный мир»[2]. Так возникала «Америка»…

  Некогда от востока пришли

  богоискатели-энтузиасты,

  эмигранты,

  отринувшие священство,

  враги всякого царизма,

  устроились на земле между двух океанов,

  очистили ее от прежних поселенцев,

  и начали строить свой мир на новой земле,

  небывалый, «новый» мир, –

  точь-в-точь Библейский – тот еще, «Вавилон».

 

[1] См.: «Восток» в библейской картине мира.

[2] В этом видится историософский, смысл событий, происшедших в России в последнее десятилетие ХХ века: на земле возможен один «Вавилон», теперь он «соло»… «Кончилось противостояние, началось предстояние» (о. Виктор Салтыков).

Добавить комментарий