Священник Дмитрий Ненароков. Что есть послушание Христу и Истине Церкви (часть1)

«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому…» (Псалом 41 стихи 2,3)

ВОПРОС:

«Отец Димитрий! В Церкви постоянно говорят о послушании, эта же тема часто встречается в святоотеческой литературе. Сейчас, когда уже явно видны плоды насаждаемой ереси экуменизма – ереси ересей, как называют его современные богословы, – как быть, как отличить законное послушание от следования голоса собственной совести и разума?»

ОТВЕТ:

Святая и великая добродетель послушания зиждется, в первую очередь, на повиновении Богу в искренней любви к Нему, Который и есть Сама святая Истина: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14,6).

Но Истиной святые отцы от века называли также и Святую Церковь, единство которой они ставили в непосредственную зависимость от единства Истины Бога (см., например, письма 56,58 святителя Киприана Карфагенского к Квинту). И в ту степень ныне верующий народ далек от понимания истинного послушания, в какой степени он не проник своим духом, не осознал Божественного величия Христовой Церкви.

Священномученик Иларион Троицкий (+1929) в своем труде «Христианства нет без Церкви» свидетельствует: «Истина Церкви поставлена в самую тесную связь с тайной Пресвятой Троицы. Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы, Которых Их любовь соединяет во единое Существо. Церковь есть как бы единосущие многих лиц, создаваемое их общей любовью друг к другу». Здесь же святой пишет: «Христос Сам нередко Свою Церковь называл Царством Божиим и говорил, что это Царство не от мира (Ин.14,27;15,19;17,14,16;18,36)»; «Дело Христа не есть только одно учение… Дело Христово есть создание «новой твари», то есть Церкви».

А вот слово о Церкви Христовой другого выдающегося подвижника благочестия XX века — архиепископа Аверкия (Таушева): «Истинная Церковь вся есть Истина, и нет и не может быть в Ней ни тени какой бы то ни было лжи или заблуждения.
Отдельные члены Церкви, вплоть до самых высокостоящих иерархов, могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом – никогда.

Она, и только Она одна, Истинная Церковь – Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее – Сам Господь Иисус Христос (Мф.28,20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин.14,16-17)».

Послушание Богу и Истине, таким образом, есть послушание Церкви Бога Живого, которая есть «столп и утверждение Истины» (см.1Тим.3,15). Суть сей добродетели сформулировал выдающийся современный богослов протоиерей Федор Зисис в своей работе «Благое непослушание или худое послушание?»: «Послушание Церкви – это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании».

Между тем, современного верующего человека, упорно выхолащивая всякое сознание соборности, многолетне приучали воспринимать священноначалие и даже отдельных клириков как полноту церковную и отождествлять с нею. Ныне православные в массе своей видят в проявлении непослушания кому-либо из лиц в священном сане непослушание самой Церкви.

Многими десятилетиями наш церковный народ сознательно заставляли понимать Великую добродетель послушания Истине Христовой Церкви уродливо однобоко. Среднестатистический верующий органически перестал воспринимать слова св.Писания: «К свободе призваны вы, братия» (Гал.5,13), «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3,17). С утратой свободы во Христе растеряны и творческий потенциал живой веры, и духовный иммунитет, и способность к христианскому подвигу.

Послушание учит нас защищать сию Христову Истину Церкви даже до крови, быть солью земли, предохраняющей мир от духовного и морального гниения: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5, 13) – ибо «Противник Церкви – непременно враг Божий», – свидетельствует священномученик Иларион.

В последние времена господствующей церковной апостасии, при ужасающих и все нарастающих размерах ересей экуменизма и нового папизма, уместно вести речь о святом и Богоугодном непослушании: «Как существует благое и худое послушание, так есть худое и благое непослушание. И как святитель Григорий, рассуждая о мире и войне, говорит, что «брань лучше мира, разлучающего с Богом», так и мы дерзнем утверждать, что непослушание бывает лучше послушания, разлучающего нас с Господом» (протоиерей Федор Зисис). Здесь уместно акцентировать, что Апостольские постановления, утверждая истину: «Надобно бегать пастырей-губителей», — и на мирян переносят ответственность за следование недоброму пастырскому руководству…

Нам, православным христианам последних времен, жизненно необходимо стяжать Дух Христов: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8,9). Сей Дух просветит наши сердца и подаст им столь необходимый дар различения духов, по заповеди Наперсника Господня: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин.4,1). А великий апостол Павел строго предупреждал, чтобы верные были бдительны даже к его словам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8)…

Еще и еще раз предупреждаю, что в вопросах веры и послушания нужно проявлять величайшую осторожность, внимательность и рассудительность. Нужно много и смиренно молиться, искренне поститься, молитвенно изучать Священное Писание. Последнее занятие особенно важно еще и потому, что просвещает наш ум и сердце, вселяя в них Божественную мудрость, которая, как известно, есть исключительный дар Господа.

Екклесиаст учит: «Время молчать, и время говорить» (Еккл.3,7). Когда открыто попирается Евангелие и церковный Закон, кровью мучеников писанный на скрижалях Семи Вселенских Соборов, тогда не оправдается безмолвствующий, бездействием и молчанием предающий Бога. И, думаю, ныне тяжкому осуждению будут подвергнуты священнослужители, побоявшиеся возвысить голос за Истину и поступающие против своей пастырской совести.

Преступлением против Истины Церкви является и молчание, мотивированное принадлежностью священнослужителя иной епархии или даже иной юрисдикции: «Предстоятелю следует заботиться не только о Церкви, вверенной ему Духом, но и о вселенской», — так учил великий Златоуст.

В то же время тотальный страх священников перед священноначалием, прежде всего, объясняется явлением, которое блаженный Андрей Юродивый назвал «окаянной безнаказанностью»: в течение полувека цинично и упорно оправдывают и не призывают к ответу явных преступников – иерархов — источник всякого церковного соблазна, а остальные своим «молчальничеством» оказываются соучастниками их преступлений.

В заключение хочу напомнить всем православным, что уже само крещение и миропомазание есть своего рода рукоположение в христианское звание, облечение в священный сан: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1Петр.2,9). Каждый из нас, будучи равноправным членом большой Общины, Нового Иерусалима – Церкви Христовой, несет равным образом ответственность за ее судьбу.

Святитель Иоанн Максимович в 1938 году писал: «Но если (архипастыри) впадают в жестоковыйность и неправомыслие, народ Божий не только может, но и обязан возвысить свой голос в защиту Истины Христовой, ибо он тоже несёт ответственность за канонический порядок в самой Церкви – так, святитель Иоанн Златоуст призывал верующих не всё возлагать на одно духовенство, но и самим заботиться о Церкви».

Как и Апостолы, и все святые, «Мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2Кор.13,8): «У нас ни патриархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его» («Окружное Послание» Восточных Патриархов 1848 года).

Да возлюбим, сиречь деятельно признаем, святую Христову Церковь: «Признать Церковь – это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путем любви и самоотречения. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека» (Христианства нет без Церкви. Священномученик Иларион Троицкий).


Добавить комментарий