От редакции. Мы печатаем отдельные главы из книги замечательного исследователя Виталия Игоревича Таланина «Сущность идеологии трансгуманизма: современные информационные технологии» (Запорожье, ЗНУ, 2016 г.). В книге рассматривается процесс информатизации человеческого общества, а также основные признаки и этапы создания на основе современной информатики постчеловеческого общества, базирующегося на идеологии трансгуманизма. Показано, что трансгуманизм является неорелигией и в политическом аспекте представляет собой классический коммунизм. Книга предназначается для специалистов и учащихся в областях информационных технологий, а также для всех, интересующихся вопросами истории кибернетики и философии науки.
2.2. «Антиутопии» первой половины ХХ в.
Термин «антиутопия» как название особого литературного жанра был впервые введён в использование в 1952 г. [35, с. 12] Сейчас под «антиутопией» понимается литературное описание государства/общества, в котором возобладали негативные тенденции развития [36, с. 13]. Основные характеристики общества, описываемого в «антиутопии»: 1) дегуманизация, 2) тоталитаризм, 3) военные и/или экологические катастрофы. Считается, что тот путь развития, который описан в «антиутопии», страшен и нежелателен в реальности.
Художественная литература жанра «антиутопии» обширна. Но с нашей точки зрения есть несколько авторов, работы которых замечательно описывают современный этап развития человечества (то есть начало XXI в.). Эта корреляция видна весьма явственно. Исходя из столь характерного совпадения этих прогнозов и современности, таких авторов нельзя считать «антиутопистами». Ведь если «антиутопия» описывает нежелательный путь развития человечества, то описанный этими авторами путь целенаправленно пролагался в течение ХХ в. Другими словами, можно сказать, что в этих работах было описано современное ИО, построение которого в ХХ в. было одной из главных целей процесса глобализации. Такими авторами, по нашему мнению, являются Е. Замятин (18841937), С. Кржижановский (1887-1950), О. Хаксли (1894-1963), Дж. Оруэлл (19031950) и Р. Брэдбери (1920-2012).
2.2.1. Евгений Замятин: «Мы» (1921)
Тоталитарное общество имеет такие основные признаки [37]:
1) Единое государство на планете. Расы официально отсутствуют.
2) Государство сконцентрировано в городе, который ведёт непрерывную войну с дикарями.
3) Люди не имеют имён, а идентифицируются персональными номерами.
4) Все квартиры и их обстановка полностью одинаковы. Стены квартир стеклянные.
5) Каждый человек имеет право потребовать сексуального удовлетворения от любого другого человека, и тот не имеет права отказаться.
6) Дети отбираются у родителей и обучаются в пансионах. Учителя являются роботами.
7) Личная привязанность и любовь запрещены. Видеть сны запрещено. В случае нарушения этих правил ставится официальный диагноз появление души, то есть психическое заболевание.
8) Пища является продуктом перегонки нефти и распределяется поровну между всеми.
9) Главный праздник – перевыборы так называемого Благодетеля. Голосование за него означает народное единство.
10) Инакомыслие наказывается смертной казнью.
11) Для борьбы с выявленной оппозицией всё население подвергается удалению специальным излучением так называемого центра фантазии в мозгу. После этого люди окончательно становятся биологическими машинами.
Основные цитаты:
1) Личное сознание – это только болезнь.
2) Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.
3) Сны – это серьёзная психическая болезнь.
4) Самая трудная и высокая любовь – это жестокость.
2.2.2. Сигизмунд Кржижановский: отдельные новеллы (1925-1930)
Тоталитарное общество имеет такие основные признаки [38; 39]:
1) Жизнь происходит в социалистической (коммунистической) эре.
2) Время не движется, прошлого и будущего не существует. Поэтому достижение лучшей жизни означает достижение смерти. Главный обитатель коммунистической эры – это покойник.
3) Унификация сновидений, поскольку все должны видеть только одинаковые сны о всемирном человеческом братстве.
4) Психики каждого отдельного человека социализированы и управляются по общему плану посредством механизма – этической механоустановки.
5) Это устройство передает миллионам людей одну общую волю и стимулы к деятельности.
6) Индивидуального сознания нет. Поскольку его нельзя контролировать, оно насильственно превращено в общечеловеческое сознание.
7) Для достижения контроля над сознанием человека, в его организм вводят специальные маленькие механизмы – виброфаги. Они отключают сознание и превращают человека в биологическую машину, обладающую только мускульной силой.
8) Для размножения псевдо-людям посылали сексуальный импульс по специальному графику.
9) Оппозиция не могла активно сопротивляться, и вынуждена была копировать поведение биороботов, чтобы их не отличили от них.
10) Поскольку оппозиция не хотела добровольно вживлять в свои тела виброфаги, власти решили вживлять их обманным путем посредством добавления их в пищу, покупаемую в продуктовых магазинах, и в лекарства.
11) Несогласным оставалось только бежать и становиться дикарями.
12) После вживления в человечество виброфагов возникло единое мировое государство. 13) В результате аллергии людские организмы стали вырабатывать вещество, которое либо разрушало тела, либо разрушало виброфаги. Выжившие бежали в леса, и история человечества началась заново.
Основные цитаты:
1) Мы погрузим весь мир в бездвижный непробудный сон. Мы усыпим самую идею пробуждения, а если пробуждение будет противиться, мы выколем ему глаза.
2.2.3. Олдос Хаксли: «О, дивный новый мир» (1932)
Тоталитарное общество имеет такие основные признаки [40]:
1) Люди не рождаются, а выращиваются на специальных фабриках. Все люди разделены на пять каст, отличающихся умственным и физическим развитием; заранее планируется, какой эмбрион будет выращиваться для той или иной касты.
2) Главные ругательства – это слова мать и отец, поскольку у людей не должно быть родителей. Те, у кого родители есть, являются дикарями и живут в резервациях.
3) Оппозиции нет. Каждому члену той или иной касты с помощью гипноза внушается, что его кастой надо гордиться, высшие касты почитать, низшие – презирать.
4) Все работы выполняют роботы.
5) Главный смысл жизни человека – постоянное получение удовольствия в рамках общества всеобщего счастья.
6) Брака не существует. Любовь и привязанность считаются неприличными. Наличие постоянного полового партнёра считается неприличным. Заниматься сексом предписывается детям с шестилетнего возраста. Женщины низших каст стерилизованы. Женщины высших каст нестерильны, но их с детства обучают контрацепции.
7) При малейших психологических неприятностях разрешено официальное принятие специального наркотика.
8) Индивидуальность объявлена непригодной для жизни в обществе. Инакомыслие наказывается ссылкой. Смертная казнь не нужна, так как у подавляющего большинства населения мозги промыты до такого состояния, что они искренне не воспримут инакомыслия.
Как основную цитату следует привести слова Хаксли, написанные им в предисловии 1946 г.: «Самыми важными проектами грядущего будут грандиозные, организованные правительствами исследования того, что политики и привлечённые к участию научные работники назовут «проблемой счастья», имея в виду проблему привития людям любви к рабству… Любовь к рабству может утвердиться только как результат глубинной, внутриличностной революции в людских душах и телах. Чтобы осуществить эту революцию, нам требуются, в числе прочих, следующие открытия и изобретения. Во-первых, значительно усовершенствованные методы внушения – через привитие малым детям условных рефлексов и, для старших возрастов, применение таких лекарственных средств, как скополамин. Во-вторых, детально разработанная наука о различиях между людьми, которая позволит государственным администраторам определять каждого человека на подходящее ему (или ей) место в общественной и экономической иерархии… В-третьих, заменитель алкоголя и других наркотиков, и менее вредный, и дающий большее наслаждение, чем джин или героин. И, в-четвёртых (но это будет долговременный проект – понадобятся многие десятилетия тоталитарного контроля, чтобы успешно выполнить его), надёжная система евгеники, предназначенная для того, чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов… В техническом и идеологическом отношении нам ещё предстоит немалый путь до… выпускаемых серийно.. . полукретинов».
Другие важнейшие цитаты:
1) Главный лозунг общества: Общность. Одинаковость. Стабильность.
2) Если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей. 3) История – сплошная чушь.
4) Люди работают, совокупляются, беспрестанно развлекаются: сидеть и думать им некогда и недосуг.
5) Если ты не такой, как другие, то обречён на одиночество.
6) Вся наша наука – нечто вроде поваренной книги, причем правоверную теорию варки никому не позволено брать под сомнение и к перечню кулинарных рецептов нельзя ничего добавлять иначе, как по особому разрешению главного повара… Мы даём науке заниматься лишь самыми насущными сиюминутными проблемами. Всем другим изысканиям неукоснительнейше ставятся препоны.
7) Мы можем не зависеть от Бога… Зачем неколебимая опора, когда есть прочный общественный порядок?
8) Бог несовместим с машинами, научной медициной и всеобщим счастьем.
2.2.4. Джордж Оруэлл: «1984» (1948)
Тоталитарное общество имеет такие основные признаки [41]:
1) Весь мир разделен на своих или партийцев и чужих или евразийцев. То есть разделение осуществлено не по национальному или кастовому признаку, а по политической принадлежности к определённой идеологической доктрине и конкретному государству.
2) Война идёт непрерывно, поскольку сам факт её ведения оправдывает существование постоянного врага. Если в данный момент врага нет, должна быть устроена провокация, после которой несуществующего врага назначают на эту роль.
3) Общество является максимально неграмотным и нищим, чтобы находиться в постоянном страхе за своё будущее и беспрекословно верить властям.
4) Обществом и государством правит политическая Партия, над которой стоит фигура диктатора, так называемого Большого Брата.
5) Над каждым человеком ведётся постоянное наблюдение посредством телевизора. Из телевизора регулярно требуют выражать свою приверженность властям, например, спеть гимн, сделать физическую зарядку и т.д. Если человек отсутствует в этот момент в кадре или не выполняет требования диктора, он подлежит полицейскому аресту.
6) Самым главным является контроль над человеческими мыслями. Специальная Полиция Мыслей арестовывает человека за малейшую оплошность вплоть до неправильного взмаха рукой. Инакомыслие наказывается смертной казнью. Однако высшей победой полиции считается не казнь преступника, а его психическая переделка.
7) Любовь, дружба, сексуальные отношения запрещены. Брак разрешён только для продолжения рода по специальному графику.
8) Дети воспитываются не родителями, а коллективом, чтобы они верили властям.
9) Поощряется тотальное доносительство, в том числе детей на родителей и наоборот.
10) Главная общественная доктрина – двоемыслие, то есть ложь.
11) В связи с пропагандой социализма власти постоянно официально переписывают историю государства. Нередко осуждается то, что только вчера восхвалялось и наоборот. 12) Для оглупления общества и тренировки его преданности властям разработан специальный язык общения – новояз. Он постоянно корректируется путём выбрасывания слов и понятий, становящихся чуждыми идеологии. В результате роль языка сводится к существованию простейших понятий. Язык как коммуникативное средство исчезает, а люди, которые не общаются между собой и читают только пропаганду, постоянно тупеют.
Основные цитаты:
1) Большой Брат смотрит на тебя.
2) Священные устои: новояз, двоемыслие, зыбкость прошлого.
3) Сегодня есть страх, ненависть и боль, но нет достоинства чувств, нет ни глубокого, ни сложного горя.
4) Кто управляет прошлым – тот управляет будущим; кто управляет настоящим – тот управляет прошлым.
5) Задача новояза – сузить горизонты мысли.
6) Мышления в нашем современном значении вообще не будет. Правоверный не мыслит – не нуждается в мышлении. Правоверность – состояние бессознательное.
7) Всё, в чем можно усмотреть любовь к одиночеству, — даже прогулка без спутников – подозрительно.
8) Всегда ори с толпой. Только так ты в безопасности.
9) Прошлое фактически отменено… Документы все до одного уничтожены или подделаны, все книги исправлены, картины переписаны, статуи, улицы и здания переименованы, все даты изменены. И этот процесс не прерывается ни на один день, ни на минуту. История остановилась.
10) До чего легко представляться идейным, не имея даже понятия о самих идеях. В некотором смысле мировоззрение партии успешнее всего прививалось людям, не способным его понять.
11) Наука в прежнем смысле почти перестала существовать… Технический прогресс происходит только там, где результаты его можно как-то использовать для сокращения человеческой свободы. В полезных ремёслах мир либо стоит на месте, либо движется вспять.
12) Массам можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
13) Тому, кто правит и намерен править дальше, необходимо умение искажать чувство реальности.
14) Вы знаете партийный лозунг: «Свобода – это рабство». Вам не приходило в голову, что его можно перевернуть? Рабство – это свобода.
15) В нашем мире не будет иных чувств, кроме страха, гнева, торжества и самоуничижения. Всё остальное мы истребим. Всё. Мы искореняем прежние способы мышления… Мы разорвали связи между родителем и ребёнком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребёнку, ни другу. А скоро и жён и друзей не будет. Новорождённых мы заберём у матери, как забираем яйца из-под несушки. Половое влечение вытравим. Размножение станет ежегодной формальностью.
2.2.5. Рэй Брэдбери: «451 по Фаренгейту» (1953)
Тоталитарное общество имеет такие основные признаки [42]:
1) Литература, заставляющая думать, запрещена. Хранение такой литературы запрещено. При обнаружении такая литература подлежит сожжению.
2) Люди, которые могут критически мыслить, объявляются преступниками. Их либо арестовывают, либо убивают под видом несчастного случая, либо убивают во время ареста. Как вариант, могут поместить в психиатрическую больницу либо устроить погоню с обязательным убийством в итоге.
3) Когда человек, назначенный в качестве преступника, не может быть пойман, вместо него убивают любого случайного прохожего. Все погони с убийствами показываются в телевизионной трансляции в прямом эфире.
4) В квартирах людей есть интерактивное телевидение, которое проецируется на стены. Люди постоянно играют какую-нибудь роль в каком-нибудь сериале.
5) Оппозиция прячется в лесах как дикари и заучивает запрещённую литературу наизусть. 6) После гибели городов из-за атомной войны, уцелевшие дикари начинают новое развитие человечества.
7) В произведении предсказано появление портативных радиоприёмников и аудиоплейеров (1979), интерактивного телевидения (1998), плазменных телевизионных панелей (1964), банкоматов (1967), спецификации Bluetooth (1994), социальных сетей (1995).
Основные цитаты:
1) Мы живём в век, когда люди уже не представляют ценности.
2) Люди не имеют своего лица.
3) Если всё стало массовым, то и упростилось.
4) Содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Универсальная жвачка.
5) Центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные, бесполезные мысли.
6) Как можно больше спорта, игр, увеселений – пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать… Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше.
7) Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащённые помои… Вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания.
8) Мы все должны быть одинаковыми… Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды; тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество… Надо обуздать человеческий разум.
9) Нужна безмятежность, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу… Упразднить похороны… Не будем оплакивать умерших. Забудем их.
10) Домашняя среда может свести на нет многое из того, что пытается привить школа. Вот почему мы всё время снижали возраст для поступления в детские сады. Теперь мы выхватываем ребятишек чуть ли не из колыбели.
11) Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше – ни одной.
12) Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, — ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хотя на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное… Не дай Бог, если они начнут делать выводы и обобщения.
13) Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?… Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»
14) Людей нельзя силком заставить слушать. Они должны сами понять, сами должны задуматься над тем, почему так вышло, почему мир взорвался у них под ногами.
15) Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив.