В октябре 2017 года исполняется 500 лет со дня начала Реформации, но отмечать данное событие по всему миру собирается не только протестантское сообщество, и даже не только Ватикан, но и руководство РПЦ. Торжества по поводу юбилея Реформации в России уже начались и идут полным ходом при государственной поддержке. Для руководства мероприятиями в январе 2017 г. в Москве был создан соответствующий оргкомитет, в работе которого приняли участие руководители ряда протестантских «церквей» и общин, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, представители РПЦ, Администрации президента России и правительства Москвы.
Оргкомитет разработал обширную программу мероприятий из 93-х пунктов (с января по ноябрь 2017 г.), включающую совместные молитвы о единстве христиан, духовно-просветительские программы, всемирные дни молитвы, научно-практические и межконфессиональные конференции и круглые столы, театральные постановки и тематические вечера, выставки, молодёжные спектакли и флэшмобы, проектно-стратегические семинары, экуменические фестивали хоров, библейские семинары представителей разных конфессий в Москве, Омске, Казани, Пензе, Сыктывкаре, Санк-Петербурге, Абакане, Черногорске, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Тюмени, Минусинске, Ярославле, Самаре, Волгограде, Калининграде, Перми, Березниках. Соликамске, Нижнем Новгороде, Выборге, Саратовской области и Красноярском крае.
Как заявил руководитель пресс-службы РОСХВЕ (Российского объединённого союза христиан веры евангельской), благодаря хорошей подаче со стороны СМИ важность культурно-исторического и экономического аспектов Реформации будет донесена до широкой аудитории, так как «это событие очень важно и должно отразиться в повестке дня всего общества».
Соответственно, возникает вопрос: почему православная Россия с таким размахом и при участии светских властей отмечает событие, к которому не имеет никакого отношения, и какова цель данного мероприятия.
Мы знаем, что над проектом «всемирной единой церкви» и «универсальной синкретической религии» трудятся и Ватикан, и протестантские «церкви», уже давно слившиеся с масонскими кругами, заложившими основы экуменического движения, воплощённого сегодня в деятельности Всемирного совета церквей. Долгое время соперничавшие в борьбе за идейно-духовное лидерство, католицизм и протестантизм пришли к согласию после Второго Ватиканского собора (1962-1965), совершившего мировоззренческую революцию в католицизме и утвердившего принцип терпимости и религиозного плюрализма, направленный на размывание, растворение христианства в других религиях. Собор стал результатом реализации антихристианского плана борьбы против церкви не с помощью внешнего удара, а путём проникновения вовнутрь, разложения её изнутри и самоуничтожения посредством самих высших иерархов. Для этого было подготовлено новое поколение богословов и духовенства, которое и привело к власти нужных им пап. Последние с помощью малых шагов и точно отмеренных средств стали создавать новую католическую церковь по масонскому образцу — изменяя её изнутри, но сохраняя, как писала последовательница Е.Блаватской Алиса Бейли, «внешнюю видимость в целях обладания многочисленными ресурсами, которыми обычно пользуется священство».
Цель этой стратегии хорошо описал ещё в 1862 г. известный франкмасон Элифас Леви: «Придёт день, когда папа, вдохновлённый Святым Духом, заявит, что все отлучения сняты, что все анафемы отменены, когда все христиане объединятся в лоне Церкви, когда иудеи и мусульмане будут благословлены и призваны вернуться в неё… она позволит всем сектам постепенно сблизиться с ней и объединит всё человечество в едином общении через свою любовь и молитвы. Тогда протестантов больше не будет. Против кого будут они протестовать? Суверенный понтифик станет отныне действительно царём религиозного мира, и он будет делать всё, что пожелает, с любым народом на земле».
Именно это сегодня и происходит на наших глазах, только мы не хотим ничего видеть.
После Второго Ватиканского собора католическое учение стало приобретать размытый характер. Особое внимание было уделено литургической реформе, введшей «новый чин мессы», заменивший классическую Тридентскую мессу. В изменении литургии участвовало восемь консультантов, шестеро из которых были протестантами, что было неслучайно, поскольку «новый чин» формировался по протестантскому образцу. Известно, что Павел VI даже не скрывал своих планов реформировать литургию таким образом, чтобы она почти совпадала с протестантской, кальвинистской мессой. Её главный архитектор Аннибал Буньини откровенно признавался, что им надо было очистить католические молитвы и литургию от всего, что может быть камнем преткновения для протестантов, и реформа изначально мыслилась как непрерывный процесс, направленный на полную ликвидацию римского обряда. В итоге реформа привела не только к разрушению традиционной мессы, но и к ликвидации каждого аспекта литургической жизни, молитв, песнопений, церковного календаря… Та же либерализация коснулась и нравов, что ввергло церковь в состояние обмирщения, ускорившего дехристианизацию общества.
Всё это открыло возможность работать над «единением церквей». В 1966 году состоялась первая после раскола встреча понтифика с главой англикан, архиепископом Кентерберийским, а в Риме открыт Англиканский центр и начали устанавливать тесные контакты между общинами. Затем были созданы международные комиссии, объединившие католиков и англикан, затем — католиков и лютеран, а в 1982 году Иоанн Павел II стал первым папой, посетившим Великобританию и англиканский Кентерберийский собор, в котором прошла экуменическая молитва. В том же году была создана новая англиканско-римско-католическая международная комиссия, продолжившая изучение вероучительных различий, препятствующих созданию «единой церкви». Переговорам не помешал даже тот факт, что с конца 70-х годов внутри англикан началась дискуссия о возможности рукоположения женщин, закончившаяся тем, что в 1994 году появились первые женщины-пресвитеры
Так же быстро продвигался «диалог» с лютеранами и реформаторами. В ноябре 1980 г. во время первого визита папы в ФРГ он посетил совет Евангелической церкви в Германии (лютеране и реформаторы), где, призвав к осознанию взаимной вины в разрыве единства, произнёс знаменательные слова: «Сегодня я иду к вам, к наследию Мартина Лютера, я иду как паломник». А в октябре 1983 г. по случаю 500-летия со дня рождения Мартина Лютера понтифик впервые дал положительную оценку его деятельности и призвал к пересмотру католического взгляда на всю эпоху Реформации, впервые посетив лютеранскую церковь в Риме, где состоялась экуменическая «литургия мира».
В 1995 году лютеранско-католическая комиссия по единству подготовила «Совместную декларацию относительно учения об оправдании», подписанную в 1999 г. в Аугсбурге, положившую конец взаимным доктринальным осуждениям и богословским спорам и заявившую, что взаимные осуждения ХVI века между лютеранами и католиками не применяются. Оценивая это соглашение, профессор теологии при Католическом университете Вашингтона И.Комочак отметил тогда, что это означает, что доктрина Лютера больше «не является достаточно серьёзным источником различий между католиками и лютеранами, дабы оправдать разделение церквей» и что этот документ стал «одним из самых важных экуменических моментов нашего столетия». В итоге сближение между католиками и лютеранами продвинулось так далеко, что стали служить совместные католическо-лютеранские мессы.
При Бенедикте ХVI состоялось первое возвращение нескольких англиканских общин под власть папы римского. В 2009 г. была подготовлена специальная Апостольская конституция «Anglicaorum Coetibus», предусмотревшая создание особой церковной структуры, позволяющей англиканам переходить в католическую веру. В соответствии с ней, англикане могли получить статус «персональных ординариатов», сохраняющий не только их традиционные службу, дисциплину и богословие, но и частичную автономию, при которой общины будут вне юрисдикции местных католических епископов и подчинены собственным епископам. Особую роль в сближении между католиками и англиканами призван был сыграть приезд Бенедикта ХVI в Великобританию, состоявшийся в сентябре 2010 г. Он носил статус государственного визита с пастырскими элементами, поэтому в подготовке его участвовали и католические общины Великобритании, и государственные органы власти. За четыре дня визита папа встретился с представителями многих общин и разных религий, формирующих английское общество, но главным событием, ради которого и была предпринята данная поездка, стало участие папы в церемонии причисления к лику блаженных известного английского теолога и церковного деятеля ХIХ в. Джона Генри Ньюмена, перешедшего из англиканства в католицизм. Практическим результатом визита стало создание в январе 2011 г. персонального ординариата Уолсингемской Девы Марии, объединившего англикан Англии и Уэльса, перешедших под омофор папы римского, но сохранивших свой обряд и свою иерархию. Прецедент был создан, и папа показал, что в рамках католической церкви может пребывать и некатолическое сообщество.
При папе-иезуите Франциске, известном своим дружескими отношениями с евангеликами, процесс сближения с протестантами ускорился. Франциск исходит из того, что с подписанием декларации 1999 г. Реформация закончена и главная задача — достижение реального единства, для чего в отношении различных протестантских направлений рассматриваются такие же формы объединения, которые созданы для англикан. Но главную надежду на решительный поворот в отношениях с протестантами Франциск возложил на 500-летний юбилей Реформации, который он рассматривает как прекрасную возможность признать протестантские общины «истинными церквами», а протестантов — «истинными христианами», а не «разделёнными братьями». Более того, как проговорился профессор Христианской баптистской семинарии в Луисвиле Грег Элисон, посетовавший на остающиеся между ними различия, понтифик намерен объявить об окончании Реформации, удалить все анафемы, и, таким образом, Реформацию можно будет считать законченной.
В целях подготовки к этому событию ещё в июне 2013 г. было принято решение о совместном праздновании 500-летия Реформации, что было сделано по случаю опубликования Всемирной лютеранской федерацией и Ватиканом 90-страничного документа «От конфликта к общению. Совместное лютеранско-католическое воспоминание Реформации в 2017 году», в котором они установили взаимную ответственность за произошедший раскол. После этого команда Бергольо стала серьёзно готовиться к юбилею.
В октябре 2016 г. в интервью, опубликованном в иезуитском журнале «Civilta Cattolica», Франциск заявил, что католики могут многому научиться у Мартина Лютера, так как тот «сделал большой шаг к тому, чтобы передать Слово Божие в руки людей». Лютер, по его словам, намеревался реформировать «сложную ситуацию» в церкви, но из-за политических соображений его усилия вызвали «состояние разделения, а не процесс реформы всей Церкви». То есть он дал понять, что Лютер всё делал правильно, и его дело необходимо продолжить. То, что Лютер стремился к «обновлению церкви», а не к её разделению, Франциск повторил и на встрече с экуменической делегацией из Финляндии, когда, призвав к искреннему покаянию за проступки и к дальнейшему сближению в вопросах богословия и этики, он подчеркнул, что в совместном свидетельстве они «как христиане больше не разделены, а соединены» и находятся «на пути к полноте общения».
В подтверждение этого Ватикан выработал совместные рекомендации в отношении празднования, нашедшие отражение в буклете «Общая молитва» («Common Prayer»), в котором содержится чинопоследование экуменической службы, а также тексты молитв и гимнов, темы для проповедей, которые надлежит произносить в этот день католическим священнослужителям и протестантским пасторам. Создана и новая комиссия по ревизии критериев переводов литургических текстов с латыни на современные языки с целью максимального приближения к лютеранскому и англиканскому богослужению.
Непосредственной репетицией события стала вечерня в церкви святых Андрея и Григория на римском холме Целий в октябре 2016 г., которую папа римский отслужил вместе с архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, после чего ими была подписана декларация о совместной «экуменической миссии» в отношении бедных и о признании друг друга «братьями и сестрами во Христе». За этим последовал папский визит в Швецию для открытия празднования 500-летия Реформации, в ходе которого понтифик принял участие в экуменическом богослужении с лютеранскими священнослужителями в соборе г. Лунда. Этим «форумом в Лунде» было положено начало торжествам.
При этом папа отклонил жалобы некоторых католиков, посчитавших этот визит отказом от католицизма, заявив: «Вы не можете быть католиками и сектантами одновременно… Прозелитизм является греховным отношением». На подмогу ему пришёл кардинал Кох, рассказавший на страницах «L’Osservatore Romano», что католикам и лютеранам есть чему поучиться друг у друга для обогащения собственной веры. По мнению Коха, публикация тезисов Лютера «не должна рассматриваться в качестве начала Реформации, приведшей к разрушению Церкви», а сами тезисы не являются «революционным документом». Лютер мечтал об «обновлении всего христианского духа в Евангелие», о глубокой реформе Церкви, а то, что эта идея не реализовалась, связано с политическими факторами. Поскольку же истинной целью реформы было «восстановление Вселенской Церкви», её разделение должно считаться не положительным результатом Реформации, а проявлением временного поражения. Видимо, именно это поражение и должен преодолеть Святой Престол, и кардинал Кох определил юбилей как «приглашение вернуться к первоначальной озабоченности Мартина Лютера» в свете трёх аспектов: благодарность за развитие диалога и его плоды; взаимное признание грехов и покаяние; возникшая надежда, что «совместное воспоминание феномена Реформации позволит сделать следующие шаги к единству».
26 феврале 2017 г. Франциск стал вторым после Иоанна Павла II папой, посетившим англиканский собор, и первым, посетившим его именно в Риме (церковь Всех Святых). Произошло это по поводу 200-летия присутствия англиканской общины в Риме. Здесь папа совершил совместную молитву с главой «Англиканской церкви в Европе» Робертом Иннесом и прочитал проповедь, призвав искать единства через «диалог, корни и таинства». А 13 марте 2017 г. было совершено первое в истории англиканское богослужение в соборе св.Петра. Его провёл представитель архиепископа Кентерберийского при Святом Престоле, директор Англиканского центра в Риме епископ Дэвид Моксон, а проповедь произнёс католический епископ из Англии Артур Роше, секретарь Конгрегации богослужения и дисциплины таинств.
«Экуменический диалог» углубляется и в сфере богословия, очередным плодом которого стал проведённый в конце февраля — начале марта 2017 г. международный симпозиум на тему «Лютер и Святые Таинства», в ходе которого участники обсудили «совместное прочтение подлинных текстов Мартина Лютера».
В этот интенсивный процесс единения с протестантами встраивается сегодня и Русская Православная Церковь, и 500-летие Реформации рассматривается как крайне весомый повод для перехода на качественно-новый уровень в «межхристианском диалоге» в целом. Потому так торопились и с встречей в Гаване, и с Критским собором, и с решением вопроса о «соборности и первенстве» — надо было успеть подготовить соответствующую богословскую базу для единения. Так что торжества по случаю Реформации стали реальным плодом встречи на Кубе.
Отмечать событие начали ещё до создания оргкомитета, и прелюдией к ним стал визит патриарха Кирилла в Великобританию по случаю 300-летия присутствия Русской церкви на Британских островах, состоявшийся 15-18 октября 2016 г. На богослужении, которое патриарх Кирилл провёл в Успенском кафедральном соборе в Лондоне, присутствовали представители католической, армянской, коптской «церквей», члены английского парламента, англиканские лидеры архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби и епископ Лондонский Ричард Чартрз, а также принц Майкл Кентский – двоюродный брат британской королевы Елизаветы II, являющийся кроме прочего высокопоставленным членом «Великой ложи мастеров масонов метки» и «Провинциальной великой ложи Миддлсекса». С последним патриарх провёл отдельную беседу в алтаре собора, сказав от лица своей паствы: «Вас очень любят в России». По словам патриарха, присутствие принца на богослужении в русском храме и его доброе отношение к России свидетельствует о том, что глубокие многовековые исторические связи между народами России и Англии не могут поколебать никакие текущие политические обстоятельства. Отдельно на богослужении было пропето «многая лета» английской королеве, главе «Церкви Англии» (Англиканского сообщества). Позже состоялась встреча патриарха с Елизаветой II. Это была не первая встреча Московского патриарха и королевы – такая состоялась в Москве в 1994 г., но в данном случае важен контекст, в котором всё это происходило. Встретился патриарх отдельно и с архиепископом Джастином Уэлби.
Хотя раньше руководство РПЦ выступало за ограничение контактов с англиканами из-за их либерального отношения к однополым бракам, священникам нетрадиционной ориентации и разрешению рукоположения женщин в пресвитеры и епископы, на этот раз об этом никто не вспоминал. Более того, говоря о «достаточно обширной платформе для диалога», пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков, заявил, что он «строится на темах сохранения традиционного взгляда на христианство, и те вызовы, которые сейчас ставит агрессивное секулярное общество». То есть, косвенно он признал, что аморальные новшества англикан соответствуют «традиционным взглядам». Показательно, что на других встречах Московского патриарха с англиканами присутствовали и представители католической церкви, а некоторые российские комментаторы даже пожалели, что патриарх не встретился с главой католической церкви в Англии и Уэльсе Винсентом Николсом.
Но эти встречи – лишь поверхностная часть общего «межхристианского диалога». Главное единение происходит на другом – богословским уровне. Уже несколько лет так же тихо, как и подготовка нового катехизиса и нового типикона РПЦ, осуществляется «межхристианское сотрудничество» в деле изучения и толкования Библии. Об этом рассказал один из участников VII международного симпозиума исследователей Нового Завета, состоявшегося в Москве 25 сентября -1 октября 2016 г.: «Сейчас в России проходит немало конференций по библеистике и смежным областям знания с участием учёных из Европы и США. Однако данный симпозиум отличается тем, что главным его организатором выступает не российская институция, а крупная международная организация, то есть конференция проходит совсем на другом уровне; она имеет не локальное, а общемировое значение».
Речь идёт об Общество исследователей Нового Завета, которое объединяет большое количество активно действующих учёных из Европы, США и Канады. Каждые несколько лет под его эгидой созываются масштабные конференции, которые проводятся в разных странах. «Одним из важных направлений деятельности Общества исследователей Нового Завета является взаимодействие с учёными стран Восточной Европы. Взаимодействие происходит на разных уровнях — от личных контактов до создания библиотек и поддержки факультетов. Именно развитие библеистики в России является основной целью предстоящего симпозиума… Активную роль в организации взяла на себя Общецерковная аспирантура и докторантура. Это отличие показательно и очень важно, поскольку демонстрирует заинтересованность нашей Церкви в развитии отечественной библеистики, в диалоге с западными партнерами, готовность участвовать в научных мероприятиях на межконфессиональном уровне».
На симпозиум съехалось более 50 учёных из России, Европы, США и Австралии, среди которых были такие, ключевые, как указано в сообщении, для современной новозаветной науки фигуры, как Ричард Барридж (декан Королевского колледжа в Лондоне), Джоэль Маркус (профессор Нового Завета университета Дьюка в США, автор комментария на Евангелие от Марка, вышедшего в серии, и нескольких монографий, посвященных этому Евангелию), Франсис Ватсон (профессор Нового Завета Даремского университета в Англии), Тобиас Никлас (специалист по неканоническим евангелиям, соавтор критического издания фрагментов неканонических евангелий).
Не прошло и несколько дней после этого события, как в Москве в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 140-летию Синодального перевода Библии на русский язык, организатором которой выступил Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХММК), объединяющий «традиционные христианские конфессии» России, стран СНГ и Балтии. В её рамках состоялась презентация книги «Современная библеистика и предание Церкви», подготовленной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. Свв.Кирилла и Мефодия под редакцией митрополита Илариона. А выступивший здесь сам митрополит Иларион заявил о возможной редакции нынешнего текста Библии: «Мне думается, что замахиваться на полный новый перевод Библии сегодня не следует, но можно было бы подготовить отредактированное издание Синодального перевода, в котором наиболее очевидные неточности были бы исправлены. Понятно, что для такой редакции Синодального перевода необходима группа компетентных специалистов в области библеистики. Очевидно также, что новая редакция перевода должна получить одобрение церковной власти. Синодальный перевод не является “священной коровой”, к которой нельзя прикасаться. Неточности этого перевода очевидны и достаточно многочисленны».
Учитывая, что подготовленные ОВЦС новые богословские кадры ориентируются на «передовых» западных теологов, можно предположить, что именно авторитет последних и будет определять содержание изменений.
31 октября 2016 г. состоялось открытие «юбилейного года» и в России: в Москве в лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла (в котором служит женщина-священник) была проведена II международная межрегиональная экуменическая конференция, организованная «Евангелическо-лютеранской церковью» России. На ней присутствовал представитель ОВЦС МП А.Дикарев, который в своём приветствии отметил, что «пророческий дар» Лютера и первых реформаторов сейчас становится «всё более очевидным, он нужен Церкви для её постоянного обновления под водительством Духа Святого». Дикарев также подчеркнул, что «именно в протестантской среде возникло движение в сторону восстановления христианского единства, получившее название экуменического», и что «плоды движения Реформации: сознание всеобщего священства верующих, распространение Св.Писания на национальных языках, веротерпимость и принцип свободы совести были восприняты» католической церковью, православной церковью и «всем цивилизованным миром». В том же духе были выдержаны выступления и других российских «богословов», отметивших значение протестантизма для возрождения новозаветных принципов в сфере труда, для понимания церкви как «общины верных», для нового прочтения апостола Павла, для развития российского образования и многого другого.
После создания оргкомитета и разработки плана мероприятий в рамках «Недели молитв о единстве христиан» в конце января в Москве и Санкт-Петербурге прошли экуменические богослужения с участием протестантов, католиков и представителей РПЦ. Присутствовавший на них уже упомянутый Дикарев вновь разразился откровенной речью, в которой, вспомнив об «исторической встрече» в Гаване, уже сравнил тех, кто выступает против экуменического «диалога», с противниками Христа — фарисеями и законниками: «Это голоса новых фарисеев, которые легко находят цитаты из святых Отцов, из канонов древней Церкви, которыми они жонглируют для того, чтобы доказать якобы невозможность для христиан общаться, а особенно молиться о восстановлении утраченного когда-то единства. Этим фарисеям неведома любовь Божия, неведома любовь к ближним, неведомо то дуновение Святого Духа, которое, верю, стоит у истоков движения, положившего начало движению молитвы о единстве христиан».
Дикарев в очередной раз продемонстрировал, что еретическое сообщество уже давно стало своим для руководства РПЦ, которое, заимствуя иезуитские аргументы и логику для «просвещения» масс, осуществляет глубинное реформирование нашей Церкви во всех сферах её жизни — в богословии, богослужении, этике. Протестантские торжества придали новый импульс этому процессу, позволив активно продвигать инновационные технологии в миссионерскую деятельность, превращающие её в маркетинговое мероприятие.
22 марта 2017 г. в «Президент-Отеле» состоялось уже официальное открытие года Реформации, на котором присутствовали главы протестантских конфессий, представители католической церкви и РПЦ, государственные деятели, чиновники и гости из России и всего мира. Участвовали в нём, что показательно, и Михаил Швыдкой с Николаем Сванидзе, подчеркнувшие в своих выступлениях историческое значение этого события для нравственного облика человечества. О том же говорил и руководитель секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС Стефан Игумнов, подчеркнувший необходимость взаимодействия с протестантами в укреплении общих твёрдых нравственных позиций. А представитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы А.Игнатенко заявил даже, что в идеале нравственные принципы Реформации «созвучны тому, чему стремится следовать всё российское общество» (!)
О нравственном реформаторском импульсе протестантизма говорилось и на представительных межконфессиональных конференциях, прошедших в Самаре, Омске, Москве (30 мая). Главной темой обсуждения стало здесь «восстановление христианского единства в соответствии с Евангелием», настолько значимого для экуменистов, что присутствовавший тут папский нунций в России Челестино Мильоре сделал такое заключение: «Сегодня нельзя быть христианином и не быть экуменистом».
Таким образом, мы видим, что празднование 500-летия Реформации в России превратили в активную пропаганду протестантской системы ценностей и образа жизни, используемую для более успешного встраивания РПЦ в «единую церковь» под началом иезуита Франциска. Превознося достижения Реформации в утверждении христианских нравственных начал, организаторы торжеств по-фарисейски умалчивают о тех извращениях христианского учения, которые допустили «великие реформаторы», дойдя в своих рассуждениях до признания кальвинистской идеи предопределения, разделившей человеческий род на «избранных» и «отверженных». Реформация привела к кровавым войнам и революциям в Европе, последствия которых она преодолевала в течение долгих лет, к утверждению антихристианской протестантской этики, оправдавшей ту самую жесточайшую систему эксплуатации, которая сегодня доведена до совершенства в виде тотального контроля глобальных элит над угнетённым человечеством. И этому, по А.Игнатенко, «стремится следовать всё российское общество»?
Особенно же цинично выглядят попытки представить протестантов в качестве хранителей традиционных христианских ценностей, ведь именно протестантизм настолько глубоко усвоил секулярный гуманизм и либеральное понимание прав и свобод человека, что стал совершенно безопасным для современной культуры, открыв шлюзы для моральной перестройки, приведшей к признанию женского священства, венчанию однополых пар, оправданию извращенцев и прочих инноваций.
Так что 500-летие Реформации стало эффективным инструментом «мягкой силы» в руках Запада, направленным на перестройку базовых ценностей русского человека, действенность чего обусловлена активным участием в этом процессе руководства РПЦ при открытой поддержке светских властей. На юридическом языке это называется «отделение церкви от государства».