Трансгуманизм рождается и в религиозной, и в безрелигиозной среде, соответственно, он будет иметь две модификации, они во всем различны, кроме одного – срослись в своей вершине и (имея органы в двух разных средах) содействуют друг другу в главном: «человек – это то, что нужно преодолеть».
В Книге Бытия рассказано, как «сыны Божии», потомки Сифа брали себе жен из «дочерей человеческих» – из рода Каина. Последствием этого события был Великий Потоп. Поколение перед Потопом называется в Писании особым именем: это была особая генерация в человечестве –нефилим’ы. Духовный облик этих «новых» людей дан в Св. Писании достаточно отчетливо, чтобы увидеть в нем библейский прообраз тех, кто известен нам по современной истории как – «революционная интеллигенция».
И было, когда начало человечество (адам) многим быть на земле (адамá), и дочери родились им, и увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши I)Никак не «красивы» (как в Синодальном переводе), именно «хороши» товот טבת, καλαί. Только Бог видит, что нечто «хорошо» – тов., и брали себе жен ото всех, которых избрали. (Быт. 6:1, 2)
«Сыны Божии» здесь – потомки Сифа и Еноса (при котором началось «призывание имени Божьего» (Быт. 4:26); «дочери человеческие» – женщины из рода Каин II)См.: Сыны Божии и дочери человеческие.. Мужчины из одного рода брали жен из другого рода… О чем здесь говорит Св. Писание? Рухнула невидимая ограда Церкви, стерлась граница между Церковью и антицерковным обществом.
На языке Св. Писания «Жена» – образ Церкви (Отк. 12:1), богоборческое сообщество – «семя змея» (Быт. 3:15). Человеку после грехопадения была заповедана духовная вражда с теми, кто от диавола, как сказал Бог в проклятие «змею»:
Вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее. (Быт. 3:15)
В стане сынов Божьих утратилась бдительность, «семя змея» проникло за церковную ограду под видом жен. Во всех семьях (за одним исключением – Ноя) жены из каинского рода подменили собой Жену – Церковь.
Таково событие. «Семя змея» захватило семя от сынов Божиих. Что могло от этого народиться? Прежде, чем предъявить этих… эту генерацию в человечестве, Св. Писание дает нам выслушать приговор, который произнес Господь на этих человеков до того, как они явились на свет.
И сказал Господь Бог: да не пребудет Дух Мой в человеках этих вечно. (Быт. 6:3 LXX)
Бог-Элохим сказал о тех, кто бене-ха-элохим – сыны Божии. Бог говорит о своих детях. Скорбные слова Бога милостивого. Возможность проявить милость была исчерпана. Человечество перешло черту. В человеке может затмиться образ Божий. Так будет и перед Вторым пришествием – с теми, кто поклонится «образу зверя» (Отк. 13:15).
В истории о предпотопном развращении встает вопрос: а подлинно ли человек пред Потопом был человек, или те люди имели только «вид человеческий» III)Св. Иоанн Златоуст, заостряя вопрос в нравственной плоскости, пишет о временах перед Потопом: «Ной, говорит Писание, человек (Быт. 6:9). Он только человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, ниспали до неразумия животных. Человеком мы называем того, кто сохраняет образ человека» (Беседы на Книгу Бытия).? Человек не может изменить свою природу: он при жизни и после смерти остается образ Божий, но человек может всеми своими силами стремится «превзойти» человеческую природу.
В современном мире это называется трансгуманизм. Люди, погибшие в Потопе, были первыми трансгуманистами. За это и погибли.
После грехопадения было возможно спасение для человека, а перед Потопом вся Церковь осталась в одной семье, остальное должно умереть. Писание не называет нам ни одного греха перед Потопом, оно называет только – что родилось от женщин, подменивших собою Жену (Церковь). Началось с духовной подмены под лозунгом свободы – брали жен, «какую кто избрал» – и кончилось полным извращением всех жизненных основ.
До того, как они родились от бывших сынов Божиих и дочерей каинского рода, «человеки эти» осуждены. Можно подумать, что от сына Божьего и каинитянки родится иной раз сын Божий, иной раз каинит. Это не так. В допотопную эпоху оба рода долгое время жили изолированноIV)Согласно преданию, которое отразилось в Новом Завете, праведный Енох, седьмой от Адама, обличал современников в нечестии (Иуд. 14 сл.). В потомках Сифа Енох принадлежит к тому же поколению, что Ламех в потомках Каина. Именно при Ламехе особо выделяется роль женщин каинского рода (Быт. 4:19 сл.). См.: Песнь Ламеха – кончина первой цивилизации. , поэтому их смешение, когда отец от Сифа, мать от Каина, это уникальный случай, чтобы увидеть:
от сына Божьего и дочери Каина рождались только каиниты.*
Перед Потопом разразилось какое-то необыкновенное окаянство. Родились какие-то «новые» каиниты:
Нефилимы были на земле (éрец) во дни те и также после, когда входили сыны Божии к дочерям человеческим и [те] рождали им. (Быт. 6:4)
Дан духовный портрет «новых людей». Главнейшая их характеристика – они нефилим’ы.
Ха-нефилим הנפלים происходит от глагола нафал נפל – «падать» в различных значениях: погибать, лежать, кланяться, нападать, испадать (лицом); падать (с неба): «Пал ты с неба, Денница, сын зари» (Ис. 14:12). Тот же глагол в другой формации (hiphil) – «разрушать, заставлять падать, ниспровергать». Нефилим’ы – это:
1) «падшие». Представим себе, кто рождался у сынов Божиих и дочерей Каина: рождались – падшиеV)В иудаизме «падшие» толкуют в этом стихе как сыновья падших ангелов (Таргум Йонатан)..
2) Нефилим’ы – это «ниспровергатели, разрушители», переворотчики,революционеры…. Не нашлось точного перевода на греческий язык для этого термина; в традиционном переводе нефилим – это «гиганты», LXX: γίγαντες (слав: «исполини»).
Нефилим’ы упоминаются еще только один раз в Св. Писании. Когда Моисей послал разведчиков в страну Ханаан, чтобы они осмотрели ее, те вернулись страшно напуганные и захотели устрашить народ. Та «земля, – сказали разведчики, – поедает обитателей своих; и весь народ, который мы видели в ней, мужи (велико-)рослые» (Числ. 13:32). В той стране войны не прекращаются, и воины там могучие, – таков был первый аргумент устрашения. Второй несравненно страшнее:
Там же мы видели нефилимов, сынов АнакаVI)Для обозначения человека-великана использовали термин анак ענק – это тот у кого «(долгая) шея. По шее и ее положению судили и о величине роста, и о духовном состоянии ее обладателя (ср. «жестоковыйный»). «Сынов Анака из нефиломов» сопоставляли с допотопными нефилим’ами (Числ. 13:33). , [который сам] из нефилимов, и мы были в глазах своих, как кузнечики, и такие же мы были в их глазах. (Числ. 13:33)
Упоминание нефилим’ов должно было нести с собой мистический ужас. А поскольку в народе суеверно поминали нефилим’ов как великорослых, то в переводе на греческий они стали «гиганты».
Итак, нефилим’ы – вот, кто рождалсяVII)Согласно иудейскому толкованию, «гиганты существовали еще до того, как потомки Шета (Сифа) стали брать в жены дочерей из рода Каина» (Грин, Герц). Откуда взялись «гиганты»? у сынов Божиих и каинитянок. Именем «нефилим’ы» пугали народ во времена Моисея.
Входили сыны Божии к дочерям человеческим, и «те (дочери) рождали им» ― ла-хем (мужской род),сынам Божьим. У Сифитов родство передавалась по отцу, у каинитов – от матери. Поскольку жены рождали мужьям, родство могло идти по отцу. Если сказано, что жены рождали, понятие родства могло быть поколебленоVIII)В еврейском и греческом «рождали» – глагол как мужского, так и женского рода. ТМ: «рождали им» – жены рождалимужьям. В LXX говорится о сынах Божиих, что «они рождали себе» – ἑαυτοῖς (мужской род).. Матриархальное понятие родства не проникло к сифитам: де-юре жены рождали мужьям, однако от сынов Божиих и каинитянок рождаются одни каиниты. Каинитянские женщины владели не только искусством обольщения, они умели через себя передавать родство и, главное, дух: их дети были не по роду Сифа, но по роду Каина.
Обратим внимание и на уточнение: нефилим’ы были «во дни те и также после» (Быт. 6:4). ― Смешение «Сифа» и «Каина» было не единократным событием: каинитянки продолжали поступать к сифитам.
Нефилимы были на земле во дни те и также после, когда входили сыны Божии к дочерям человеческим и [те] рождали им: сии – гибборимы, которые от века, человеки именитые. (Быт. 6:4)
Замечательный текст: он ключ ко многим местам Писания – Ветхого и Нового Завета.
Гибборим’ы — ха-гибборим הגברים означает «сильные»; в греческом – те же «гиганты», слав.: «исполини».
«От века» ― ашер ме-олам מעולם אשׁר οἱ ἀπ’ αἰῶνος – от того века, конец которого предрек Господь: «Да не пребудет Дух Мой в человеках сих во век» – ле-олам (Быт. 6:3). «Исполины от века» значит допотопные.
«Человеки именитые» ― анше ха-шем השׁם אנשׁי οἱ ἄνθρωποι ὀνομαστοί. И в ТМ, и в LXX – «именитые»; никак не «славные» (Синодальный перевод); никак не «знаменитые» (перевод Йосифона). Именитый человек – это тот, чьим именем было нечто названо. Первым именитым был сын Каина Енох: Каин его именем назвал первый город. Город Енох был средоточием мира, который строил Каин.
Также именитыми в роде Каина были дети жен Ламеха – три сына и дочь, поколение изобретателей и новаторов (Быт. 4:20-22). Исполины перед Потопом были «именитые» – те, кто давал имя, или чьим именем было названо нечто, до того не бывшее.
Цивилизация Каина сделала очередной прорыв к новым изобретениямIX)См.: Каинитяне – первая цивилизация..
Если через наречение имени устанавливается познание и власть над предметом и при этом Дух Божий никак не пребывал в делах «именитых» каинитян, то как представить, что это были за исполины во грехе? – Непредставимо. Больше сказанного нам неполезно знать о тех допотопных новых каинитянах. От этих «именитых» ни одного имени не осталось. Перед нами духовный портрет новых людей. Они названы:
— гигантами по силе (гибборим’ы)
— и изобретательности (именитые)
— в делах ниспровержения и падения (нефилим’ы).*
В Св. Писании есть образы – пронизывающие его от Ветхого Завета до Нового. Это как бы сквозные символы, необходимые для понимания целого. К таким нужно отнестись с предельным вниманием, допотопные исполины относятся к их числу.
То или другое наименование «исполинов» употреблялось в символическом значении. Его мы встретим у пророков Исаии (Ис. 14:9-15), Иезекииля (Иез. 32:21), Варуха (3:26-28), в Книге Иова (Иов 26:5), Псалмах (Пс. 88/87:11) и у апостола ПетраX)См.: Книга Бытие: Генесис и Берешит. Раздел Екклесиология, III, 3..
У пророка Исаии и пророка Иезекииля есть сходный мистический сюжет: повествуется о том, как великий грешник – у Исаии это «Царь Вавилонский», у Иезекииля это «Фараон» – нисходит во ад. Для таких гонителей сынов Божьих (в народе Израиль), как «Царь Вавилонский» и «Фараон», предназначена самая бездна преисподняя – éрец тахтийот, «земля преисподних», самых нижних (Иез. 32:24), Аваддон – «погибель» (Отк. 9:11, Иов 26:6). «Фараон», «Царь Вавилонский» сходят в бездну, там их встречают предпотопные «исполины» – нефилим’ы и гибборим’ы:
их пребывание по смерти – в самой нижней части преисподней вместе с мистическим «Фараоном» и «Царем Вавилонским» – с самим павшим ангелом Денницей (Ис. 14:12).
Исполины в Шеоле – «духи непокорившиеся» (πνεύματα ἀπειθήσαντες). Так их называет апостол Петр, когда говорит о нисхождении Христа во ад (1 Пет. 3:18-20). Христос сошел во ад как «глашатай». Он нечто «возгласил»XI)ἐκήρυξεν, никак не «проповедал» (как в славянском и русском переводе). Ад – это не та «обитель», чтобы там проповедовать (учить, уверять, сообщать осмысленное убеждение), особенно проповедовать тем, кто при жизни не покорились. — В Ветхом Завете глагол κηρύσσω (возвещать, провозглашать) обозначает только громкое открытое говорение; так надлежит говорить священнику (Исх. 32:5), пророку (Ион. 3:2; Мих. 3:5), так говорит Премудрость (Прит. 9:3). Во всех этих случаях в ТМ глагол караכרא – называть, призывать, возглашать. — праведников Он вывел из ада, а иные остались в аде навечно, их апостол Петр называет «духи когда-то не покорившиеся». Это как раз допотопные исполины, они имеют в аду участь без перемен:
новые каиниты, нефилим’ы и гибборим’ы, были осуждены при жизни окончательно – до Страшного Суда.
Вот кого родили сынам Божиим дочери Каина. Каинитянские жены были врагами сынов Божиих, ставших им мужьями. Получив семя от сынов Божиих, каинитянки в утробе своей вырастили «семя лукавое» (Ис. 14:20). И конечно, это не от человеков: это не было природным свойством каинского рода, ни даже следствием проклятия Каину или каинова знамения (Быт. 4:11, 12, 15): и проклятие, и знамение у «Каина» от Бога, а Бог не творит зла. Мастерство каинитянок преобразовать семя мужа в «семя лукавое» было вершиной наученности во зле:
со всей утробой нужно было быть «от лукавого», чтобы рожать не мужу, а врагу.*
В разных книгах Св. Писания находим согласованные по существу упоминания о той генерации человечества, которая предшествовала Потопу.
Явились какие-то «новые люди» в том смысле, что они восстали на образ Божий в человеке. Это были первые трансгуманисты в истории человечества.
Они были уничтожены, и таких, как они, больше не будет. Однако будут другие. Трансгуманизм рождается в двух средах – религиозной (это те, кто идет «путем Каина») и светской, поскольку гуманизм с неизбежностью порождает трансгуманизм.
Задача уйти от образа Божьего в себе была отнюдь не простой. Можно даже сказать, что она потребовала изобретательности и упорства.
В предреволюционные эпохи находятся люди, которые ставят перед собой именно эту задачу: образ Божий воспринимается как ограничение свободы, поэтому от него нужно в себе избавиться.
Применительно к допотопным Св. Писание дает детализованное описание того, каковы были по духу эти – изобретатели зол. Пусть последующие будут не таковы, но они будут им подобны, знание о допотопных может быть очень полезным для современности.
И увидел Господь, что многое злоXII)раба раат ха-адам האדם רעת רבּה. LXX: умножились злобы (αἱ κακίαι) человеков на земле. человека на земле… (Быт. 6:5)
В человечестве явилось множество «зол» (LXX) – отнюдь не злых дел, но разновидностей зол. Исполины были названы «именитыми» (Быт. 6:4) не потому, что их имена остались или подвиги запомнились, в этом смысле они безымянны; «именитыми» новые люди были как «изобретатели зол» – ἐφευρταὶ κακῶν (Рим. 1:30). Пророки (Исаия, Иезекииль, Варух) ассоциируют исполинов, по их мощи, воинственности и нечестии, с царями языческими, но в глазах Божиих («увидел Бог») то были, прежде всего, изобретатели и новаторы. Предпотопные такое изобрели, чего раньше не было:
нефилим’ы и гибборим’ы были «творческие» люди – в тех границах, насколько находчивость необходима для оборотнической религии.
Первым, кто совершил жертвоприношение диаволу, был Каин: «Каин был от лукавого и заклал брата своего» (1 Ин. 3:12). Каин первый усыновился диаволу, стал первым из «детей диавола» (1 Ин. 3:10), но Каин нес на себе «знамение» от Бога, которое охраняло его: «И положил Господь знамение на Каина, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15) – это была так называемая «Каинова печать». На Каине было место, куда печать ставить, Каина и его потомков охраняла Каинова печать. Новые каиниты формально происходили не от Каина, но от сынов Божиих, их ничто не ограничивало и не охраняло, на земле стало свободно. Оборотническая религия требует извращенной изобретательности, которая принципиально не ставит себе никаких границ, и поколение перед катастрофой – отличилось: «умножились злобности человеков на земле» (Быт. 6:5 LXX).
Каинитяне, что перед Потопом, «перевернули» всю жизнь человечества, это называется «революция», однако Писание объясняет:
нельзя сделать «революцию» средствами насилия, нужна «творческая интеллигенция»XIII)Предпотопное состояние человечества описано у Гесиода (люди «медного» века) и у Платона (обитатели Атлантиды). Это одна и та же генерация, но у Гесиода люди медного века – жуткие насильники, а у Платона жители Атлантиды – весьма разумны. Верно и то, и другое: предпотопные исполины были жуткие насильники весьма разумные. См.: Гомер: мировоззрение эпоса..
Общий след, так сказать, впечатление, которое оставляет революция в человечестве – это травма, но из этого не следует, что зачинщики переворота были воинами и разрушителями: прежде всего, это была, так называемая, творческая интеллигенция. Ее духовный портрет мы находим в Св. Писании.
И увидел Господь, что многое зло человека на земле и всякая форма мыслей сердца его – только злое всякий день. (Быт. 6:5)
Увидел же Господь Бог, что умножились злобности человеков на земле и всякий помышляет в сердце своем прилежно – на лукавое во все дни. (Быт. 6:5 LXX)
- Прежде всего, Господь смотрел не на дела этих людей. Много зла и множество зол может сделать человек, но может после и обратиться к Богу. Здесь не так: Бог увидел, каковы были «мысли» человечества (адам) перед Потопом – его «помыслы» (махашавотמחשׁבת).
- Внутренний мир, творческая лаборатория допотопных «изобретателей зол» описана досконально. Это была «отчетливая» деятельность помыслов: йéцермахшевот. Помыслы приобретали предельно конкретную форму: йéцерозначает, что деятельность ума достигала в своей конечной фазе такой же определенности, как, например, горшокили любое «гончарное изделие» – йéцер יצר. Когда Господь создавал человека во плоти, Он его «слепил» йацар יצר (Быт. 2:7), как гончар лепит глину. Получился человек, «состав» которого обозначается словом йéцерXIV)«Ибо Он знает состав наш, помнит, что персть мы» (Пс. 103/102:14).. Гончарное изделие (Ис. 29:16), нечто вырезанное из дерева, отлитое из металла (Авв. 2:18) – это йéцер, нечто определенное по форме.
Именно такой определенности достигали помышления допотопных изобретателей зол: это была вполне конкретная «форма мышления», «произведение помышлений». Помыслы «падших и сильных» (нефилим’ов и гибборим’ов) перед Потопом не были мечтательны, или созерцательны, или теоретичны (не были только теорией или проектированием); их помыслы были производительны – отчетливы и готовы к внедрению.
- Новые потомки Каина по материнской линии были деятельные натуры, они трудились не по склонности, не раз от разу, но со тщанием, заботливо, «прилежно» и «во все дни».
- Так как злые помыслы имеют своего вдохновителя («лукавого»), то деятели новых зол помышляли «на лукавое» (ἐπὶ τὰ πονηρά) прилежно и во все дни. В еврейском тексте нет различия «злое» и «лукавое». Переводчики на греческий под «лукавым» подразумевают диавола; такое понимание перешло в Новый Завет: «избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13).
- Можно было бы подумать еще, что новые люди так творчески трудились во зле какой-то частью своего существа. Ведь изобретатели часто бывают односторонне, однобоко развитыми людьми. Нет, всякий помышлял «в сердце» своем на лукавое. Матери послужили «змею» утробой, а их дети послужили сердцем.
* * *
Таковы те, кого Св. Писание называет нефилим’ы и гибборим’ы – «гиганты, исполины», «семя лукавое», «дети диавола». Революционная интеллигенция.
Следующий стих Книги Бытия (6:6) говорит о том, что человек был оставлен наедине с собой. Не по делам человечество получило Потоп, по помышлениям. Человек помыслил, и Бог помыслил. Человек помышлял в сердце (Быт. 6:5), а Бог:
И размыслилXV)В ТМ от глагола нихам נחם. Негодный в данном случае перевод: «и раскаялся Господь». Бог «не как человек, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар. 15:29). Господь, что создал человека на земле, и опечалилсяXVI)Глагол ацав עצב того же корня, что «печаль» (éцев, ицавон), которую ради спасения назначено нести жене (Быт. 3:16) и мужу (Быт. 3:17). Человек, однако, может к печали (той, что от Бога) прибавлять печаль от себя самого – причинять скорбь себе и другим. Человек может и человека, и Бога опечалить. в сердце Своем. (Быт. 6:6)
Человек может и Бога опечалить… О грешниках говорится, что они «опечалили Духа Святого» (Ис. 63:10). Такие на земле творятся не к спасению «печали», что само небо опечалилось. Апостол Павел говорит о том же: люди «не употребили усилия» жить по Божьи, остались с «непотребным умом», Бог оставил этих людей наедине с их непотребством – «предал» их самим себе:
Предал их Бог в похотях сердец их в нечистоту… И как они не употребили [усилия]: οὐκ ἐδοκίμασαν – иметь Бога в разуме, то предал их Бог непотребному (ἀδόκιμον) уму, творить негодное. (Рим 1:24, 28)
Человек перед Потом остался наедине с собой. Худшая доля для человека – когда он и в горнем мире имеет только отражение своей самости.
Первым, кто остался наедине с собой, был Каин: во всех он видел подобных себе убийц: «Всякий встречный убьет меня» (Быт. 4:14), – но бывают и хуже Каина. Каин побежал от лица Божия, – Каин не нападал на Церковь. Каиниты начали поход на Церковь. Родились нефилим’ы и гибборим’ы – «ниспровергатели», переворотчики, революционеры. Каин, какой-никакой был отец, но родство пошло по матери. От матерей новые каиниты унаследовали проклятие Каина, но «сыны Божии родили их себе», – знамение Каина их больше не охраняло. Каин имел защиту, а эти – каинитяне по духу и по матери, они не имеют защиты, которая от отца Каина.
Революционеры не имеют защиты, даже Каиновой печати. Это – полная безотцовщина, им не осталось милости Божьей. Поэтому всякая революция так недолговечна.
Нравственный упадок и отступление от Бога могут быть эпохально длительны, они идут вместе с веком, они соврéменны, упадок есть длящееся падение, а революция нет. Из истории мы знаем динамику революционных событий: революция пожирает своих детей. Писание объясняет причину: Бог предал человека самому себе.
Если человек остался наедине с собой и со своим дарованием, – это самая горькая участь. В Евангелии есть притча о талантах, в ней рассказывается, что раб, который вернул господину его талант, был жестоко наказан: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Человек не принял дар – отразил Божественную милость. (Такие люди иногда говорят: «Я ничего не имею против религии».)
«Лукавый раб» из притчи не использовал свой талант на зло: он всего-то только «закопал его в землю». То был «рабленивый» (Мф.25:26). В истории о предпотопных исполинах рассказано, что это были люди не ленивые: они «прилежно», «изобретательно» трудились ради того, чтобы жить без Бога.
В Евангелии притча о талантах непосредственно предшествует пророчеству о Страшном Суде. История Потопа – прообраз Страшного суда. Если обозреть, что говорится в Писании о допотопных, то нам, живущим в эпоху, которая подобна той, что была пред Потопом, есть чему устрашиться.
Всякий раз, когда в истории является революционная интеллигенция, это следующий шаг человечества к Страшному суду.
* * *
Революционная интеллигенция проявляет себя в разных – внешне очень не похожих – формах. Но всякий раз, чтобы разглядеть революционера и трансгуманиста, нужно держать в памяти духовный портрет нефилим’ов и гибборим’ов, также – их кончину.
И сказал Господь: сотру человека, которого Я сотворил, от лица земли. (Быт. 6:7)
Человек (адам) и земля (адамá) больше не подходят друг другу. «Сотру» – это очень решительное выражение: ототру, вытру (ἀπαλείψω; то же в ТМ – глагол маха מחה). «Сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление. Бог «стирает» человека «из Книги Своей» (Исх. 32:33), «стирает имя из-под небес» (Втор. 9:14). «Стирает» Бог – «память из-под неба» (Исх. 17:14).
Господь говорит «сотру» – так, что ни имени, ни памяти о тех допотопных исполинах не будет. Способ, каким они погибнут, определен такой, что нет возможности героизировать «этих», кто назван в переводе «гиганты» и «исполины». Этих гигантов-исполинов нужно вытереть от земли – как грязь, как слизь, как яд. Романтическая идеализация – обычная самооценка героев революции: «Ты говорил в помышлении твоем: на небо взойду» (Ис. 14:13). На небо – их с земли вытрут, и падение их будет «ниже вод» – Потопа и вод царства мертвых (ср. Иов 26:5).
Таких, как допотопные, больше не будет. В Новое время революционная интеллигенция явилась в череде социальных революций и оставила после себя такой след в мировой истории, что, думается, и этот тип революционера – «мы новый мир построим» – ушел в прошлое. Таких, как в три прошлых века, больше не будет.
Остался тот тип революционной интеллигенции, который пребудет до конца – в том виде, как о нем сказал Христос в притче о плевелах.
Плевелы («сыны лукавого») не выдергивают с поля, на котором растет пшеница («сыны Царства»), чтобы, «выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними и пшеницы» (см. Мф. 13:29). Сыны Божии «прилепляются к Господу» (1 Кор. 6:17), и тем они живут, и через то весь мир живет. «Сыны лукавого» всеяны «врагом» между сынами Божьими – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания…
«Плевелы, сыны лукавого» – эта революционная интеллигенция, которая не делает революций, но – поскольку она от лукавого – трудится над тем, чтобы не быть от Адама.
* * *
Трансгуманизм рождается и в религиозной, и в безрелигиозной среде, соответственно, он будет иметь две модификации, они во всем различны, кроме одного – срослись в своей вершине и (имея органы в двух разных средах) содействуют друг другу в главном: «человек – это то, что нужно преодолеть».
1. Трансгуманизм религиозного направления по внешним признакам вообще не опознается как революционный тип. Хотя бы потому, что он очень древний. Революционер этого типа по всем внешним признакам – представитель традиционного общества и носитель древнего благочестия. Этот революционер имеет свою мистику, но и на поверхности можно наблюдать два явления, в которых обнаруживается, что это – таеще «революционная интеллигенция». Во-первых, внутри этого сообщества действует закон, что родство передается от матери. Во-вторых, вспомним притчу о плевелах, революционеры этого типа живут в рассеянии уже две с половиной тысячи лет (со времени Вавилонского плена)XVII)См.: Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама..
Жизнь в рассеянии – это глобальный масштаб. По мере созидания всемирной цивилизации опыт всемирной жизни становится все больше востребован. Отдельные революционные вспышки последних трех веков помогают увидеть, что трансгуманист религиозного типа – не просто революционер, он заключает в себе недра всякой революционности. Революции быстро сжирают своих детей, однако…
Есть такой революционер, который не исчезает, потому что имеет религиозную задачу глобального смысла – его главная революция впереди.
Всякого рода социальные перевороты – это только раскачивание устоев. Традиционные общества нужно было корчевать только – чтобы приближать время последнего переворота. Мир должен стать всемирным, и в нем человеку, который хоть как-то несет в себе образ Божий, не должно быть места. Черты этой революционной эпохи описаны в Апокалипсисе. Для понимания современности достаточно слов Евангелия:
фиксируется как исторический факт, что уже в евангельские времена были живые носители идей религиозного трансгуманизма.
Этим людям в лицо сказал Христос: «Вы – от нижних, вы – от мира сего, вы – от отца диавола суть»: ἐκ τοῦ πατρὸς τοῦ διαβόλου ἐστέ (см. Ин. 8:23, 44). Адепты древней революционности уже тогда могли сознавать, что они «от лукавого» – имеют задачу превзойти человека, либо они могли уверенно мыслить, что они уже – по роду – отличны от всех людей, превзошли их.
2. Трансгуманизм безрелигиозного типа появился сравнительно недавно. Наука развивается революционными скачками, «научные революции» – это ее динамика, ее природа. Накопившийся потенциал научного знания привел к первому рубежу – научно-техническойреволюции. Ко второму рубежу наука, которая знает о себе самой, как она развивается, идет сознательно и, на сегодняшний день, все с большей скоростью. Человек и созидает научно-технический прогресс, но он же – самим собою – его и тормозит. Центральная проблема на следующем рубеже научного прогресса – человек. В распоряжении человека должны оказаться средства, чтобы изучать человека (как биологическое, психическое, социальное существо) с тем, чтобы его трансформировать. В обществе «прогресса» родилось
чаяние будущего века: что близится единственный в истории момент (т.н. «сингулярность»), когда носитель научного знания сам подвергнется решительному воздействию со стороны науки. Эти люди сами суют свою голову в пасть диаволу: пусть революция пожрет своих детей – родится новый человек!
Трансгуманисты от науки и прогресса могут и не знать, что человек – это нечто большее, чем биологическое, психическое и социальное существо. Это им знать не обязательно, наука такими вещами не занимается. О том, что человек есть «образ», что он по духу может или явить образ Божий, или поклониться другому существу духовной природы («зверю»), – об этом знают трансгуманисты из лагеря древних знаний. Придет время, и революционная интеллигенция двух направлений соединит усилия. Все произойдет по писанному: «вы от отца диавола суть» – вдохновитель всех революций пожрет своих детей.
Сноски
↑I | Никак не «красивы» (как в Синодальном переводе), именно «хороши» товот טבת, καλαί. Только Бог видит, что нечто «хорошо» – тов. |
---|---|
↑II | См.: Сыны Божии и дочери человеческие. |
↑III | Св. Иоанн Златоуст, заостряя вопрос в нравственной плоскости, пишет о временах перед Потопом: «Ной, говорит Писание, человек (Быт. 6:9). Он только человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, ниспали до неразумия животных. Человеком мы называем того, кто сохраняет образ человека» (Беседы на Книгу Бытия). |
↑IV | Согласно преданию, которое отразилось в Новом Завете, праведный Енох, седьмой от Адама, обличал современников в нечестии (Иуд. 14 сл.). В потомках Сифа Енох принадлежит к тому же поколению, что Ламех в потомках Каина. Именно при Ламехе особо выделяется роль женщин каинского рода (Быт. 4:19 сл.). См.: Песнь Ламеха – кончина первой цивилизации. |
↑V | В иудаизме «падшие» толкуют в этом стихе как сыновья падших ангелов (Таргум Йонатан). |
↑VI | Для обозначения человека-великана использовали термин анак ענק – это тот у кого «(долгая) шея. По шее и ее положению судили и о величине роста, и о духовном состоянии ее обладателя (ср. «жестоковыйный»). «Сынов Анака из нефиломов» сопоставляли с допотопными нефилим’ами (Числ. 13:33). |
↑VII | Согласно иудейскому толкованию, «гиганты существовали еще до того, как потомки Шета (Сифа) стали брать в жены дочерей из рода Каина» (Грин, Герц). Откуда взялись «гиганты»? |
↑VIII | В еврейском и греческом «рождали» – глагол как мужского, так и женского рода. ТМ: «рождали им» – жены рождалимужьям. В LXX говорится о сынах Божиих, что «они рождали себе» – ἑαυτοῖς (мужской род). |
↑IX | См.: Каинитяне – первая цивилизация. |
↑X | См.: Книга Бытие: Генесис и Берешит. Раздел Екклесиология, III, 3. |
↑XI | ἐκήρυξεν, никак не «проповедал» (как в славянском и русском переводе). Ад – это не та «обитель», чтобы там проповедовать (учить, уверять, сообщать осмысленное убеждение), особенно проповедовать тем, кто при жизни не покорились. — В Ветхом Завете глагол κηρύσσω (возвещать, провозглашать) обозначает только громкое открытое говорение; так надлежит говорить священнику (Исх. 32:5), пророку (Ион. 3:2; Мих. 3:5), так говорит Премудрость (Прит. 9:3). Во всех этих случаях в ТМ глагол караכרא – называть, призывать, возглашать. |
↑XII | раба раат ха-адам האדם רעת רבּה. LXX: умножились злобы (αἱ κακίαι) человеков на земле. |
↑XIII | Предпотопное состояние человечества описано у Гесиода (люди «медного» века) и у Платона (обитатели Атлантиды). Это одна и та же генерация, но у Гесиода люди медного века – жуткие насильники, а у Платона жители Атлантиды – весьма разумны. Верно и то, и другое: предпотопные исполины были жуткие насильники весьма разумные. См.: Гомер: мировоззрение эпоса. |
↑XIV | «Ибо Он знает состав наш, помнит, что персть мы» (Пс. 103/102:14). |
↑XV | В ТМ от глагола нихам נחם. Негодный в данном случае перевод: «и раскаялся Господь». Бог «не как человек, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар. 15:29). |
↑XVI | Глагол ацав עצב того же корня, что «печаль» (éцев, ицавон), которую ради спасения назначено нести жене (Быт. 3:16) и мужу (Быт. 3:17). Человек, однако, может к печали (той, что от Бога) прибавлять печаль от себя самого – причинять скорбь себе и другим. Человек может и человека, и Бога опечалить. |
↑XVII | См.: Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама. |