Недавно вышедший в прокат фильм «Тобол» в афишах позиционируется как «историческая драма об истории освоения Сибири в петровские времена», но к этой истории, и вообще к освоению Сибири не имеет ровно никакого отношения.
От эпохи смелых свершений, когда отправленные Петром I в неизвестность экспедиции искали золотые россыпи и путь в таинственную Индию, остались только имена и названия, да и то не все. Фильм режиссёра Игоря Зайцева по мотивам одноимённого романа донельзя раскрученного писателя Алексея Иванова лишь в очередной раз подтверждает печальную закономерность, характерную для современных исторических лент. С моментами, соответствующими истории буквально документально, соседствует полнейший сюр, чеканно-эпические моменты перемешаны с абсолютно нелепыми.
Центром сюжета кинематографисты сделали реальный исторический эпизод — поход отряда полковника Бухольца за яркентским золотом, но отнеслись к нему очень «творчески», ничуть не заботясь о соответствии реальности. Строительство крепости на берегу Оми в финале фильма, правда упоминается, но с этим походом оно никак не связано. А ведь Омская крепость стала единственным реальным результатом той экспедиции – именно с неё потом началось российское освоение Азии.
Впрочем, основателю Омска Ивану Бухольцу повезло куда больше чем другим историческим персонажам – в фильме он остался отважным офицером, коим несомненно был в реальности. С таким командиром, хладнокровным и уверенно действующим в критической ситуации, вчерашние юнцы действительно могли выдержать тяжелейшую осаду…
А вот с летописцем, картографом и строителем тобольского Кремля, «сибирским Леонардо» Семёном Ремезовым обошлись по-иному. Вместо одного из образованнейших людей своего времени, человека высочайшей духовной культуры и энциклопедических познаний в фильме фигурирует какой-то склочный мужик, настоящий самодур. Вот он последними словами ругает младшего сына, записавшегося в отряд Бухгольца. И это Семён Ульянович Ремезов, сын стрелецкого командира, с юных лет сопровождавший отца в походах, неоднократно участвовавший в отражении набегов кочевых племён с территории современного Казахстана ? Получилось очень некрасиво, а точнее — гадко.
Разве мог столь нелепый персонаж, каким Семён Ремезов показан в фильме, найти удивительные слова, прославляющие родную Сибирь – настоящее русское Эльдорадо? «Паче всех частей света исполнена пространства и драгими зверми безценны, и торги, и приводы, и отводы преполны. Рек великих и средних заток и озер неизчетно, рыб изобилно множество и ловитвено, руд: злата и сребра, булату стали, красного железа, и укладу, и простова, и всяких красок на шелки, и каменей цветных много».
Реальный Семён Ульянович писал: «Душам же свет — ученье книжное», киношный — даже книгу не открывает. Исторический Семён Ремезов создал «Чертёжную книгу Сибири» — первый русский географический атлас, охватывающий все уезды Сибири. В фильме ремезовская карта лишь на миг появляется в руках Бухгольца. Кто был её автором, разумеется, оставлено за кадром.
Единственный каменный Кремль на территории Сибири, ставший эффектным фоном для нескольких сцен в фильме, был воздвигнут при непосредственном участии именно Ремезова. Семён Ульянович не случайно обучался в Москве «строению каменных дел». Причём он не только составлял чертежи укреплений, но и занимался поисками извести, обеспечивал добычу глины, сооружение печей для обжига кирпичей и их производство, отвечал за снабжение рабочих, искал высококачественный песок и бутовый камень. Но в кадре он только переставляет туда-сюда деревянные башенки макета да покрикивает на нарочито тупых рабочих…
Досталось и первому сибирскому губернатору Матвею Гагарину – незаурядный администратор, сумевший значительно расширить российские границы, здесь всего лишь стандартный коррупционер и интриган, субъект, во всех отношениях исключительно неприятный. А ведь именно амбициозный Гагарин сумел сдвинуть дальше на юг долгое время бывшую относительно стабильной российскую границу. Нижнее течение Иртыша, а также нижнее и среднее течение Оби и Енисея были присоединены к русскому государству в XVII столетии. Верховья этих рек российскими владениями не считались. Но в июне 1713 года губернатор отправил в ставку ойратского правителя посла, который должен был заявить, что реки – сибирские, то есть от устья до истоков принадлежат России. А значит, и земли, на которых кочуют западные монголы и их подданные, принадлежат русскому царю – ведь они находятся в верховьях сибирских рек. «А ежели он станет говорить, что он, контайша, кочюет на тех землях, и ему отповедь чинить на то слово: многие иноземцы кочюют и не подданные на землях царского величества под городами Астраханью, и Самарою, и Царицыным… а своею землею николи не называют и ссоры с людьми царского величества те иноземцы никогда не чинят». И земли нынешнего Северного Казахстана, где расположена столица Казахстана Астана, недавно переименованная в Нурсултан, изначально были частью Южной Сибири. А первыми строениями в азиатских степях стали русские крепости, построенные как раз по приказу Гагарина.
Господа кинематографисты вслед за господами литераторами бессовестно позволяют себе обращаться с реальными историческими персонажами точно так же, как с выдуманными. То есть, примитивизировать до гротеска. Вся история Сибири – это история людей «длинной воли» — тех, кого Лев Гумилев называл пассионариями. Тех, кто начинал новое, шел к цели, напрочь забыв о себе. Но где это в книге Иванова?! Где это в фильме?
Основание любого города сибирские первопроходцы всегда начинали с храма, но в фильме храм – лишь фон для безобразной массовой драки. В кадре нет митрополита Тобольского, нет даже священника, который бы благословил отправлявшихся в поход солдат. Тема религии здесь явно под запретом.
На столь безрадостном фоне не радует даже то, что кинематографисты хотя бы не побоялись красивых моментов. В фильме они, несмотря на его многочисленные недостатки, присутствуют. Вместо полуобученных крестьянских парней, бывших в реальности, в кадре появляются блистательные профессионалы, которые непоколебимо встречают ворвавшихся в крепость джунгар залпом из ружей. Сами собой напрашиваются параллели с легендарной испанской пехотой – несокрушимой и непобедимой. Окружённая врагами русская крепость среди заснеженной степи обороняется достойно, очень достойно…
Но место Ямышевской крепости, за короткое время построенной отрядом Бухольца в стратегически важном месте — на озере, где добывали соль, в фильме занимает некая абстрактная крепость Кара. И ничто не говорит о том, что эти драматические события происходят на территории Южной Сибири, которая только в ХХ веке стала называться Северным Казахстаном….
Джунгары действительно напали на русскую крепость в метельную февральскую ночь, но кочевникам, бывшим в степи полновластными хозяевами, для нападения не был нужен какой-то надуманный повод. Они по определению не жаловали чужаков, появившихся на их территории. Русское продвижение на юг совсем не радовало представителей последней великой кочевой империи — джунгары регулярно нападали на сибирские пограничные города. Не случайно в те времена южное Прииртышье считалось самым беспокойным направлением…
И главное — из сюжета намеренно выброшено несколько ключевых подробностей. Первая – отряд Бухольца пришёл не в уже построенную крепость, а на пустое место в степи. На доношении губернатора Гагарина 22 мая 1714 года император написал резолюцию: «Построить город у Ямыш озера, а буде мочно и выше, а построя крепость, искать далее по той реке вверх, пока лотки пройти могут, и от того итти далее до города Эркети». Кстати, руководил строительством этой цитадели швед — «артиллерии поручик Каландер», взятый в плен под Полтавой. Он же потом строил другую крепость – в устье Оми, давшую начало нынешнему Омску… Но сценаристам оказался интересен совсем другой швед – Йохан Ренат, исторически захваченный джунгарами в плен, здесь же – подло переметнувшийся на сторону противника
И вторая – джунгары требовали от чужаков одного: уйти с их земли. Крепость, отбив штурм, длившийся 12 часов, держалась всю зиму, надеясь на помощь из Тобольска. Не зная, что ни один из гонцов до города не добрался… Бухгольц ответил на поставленный ему ультиматум как подобает: что он «не обык боятся угроз и, будучи снабжен довольным числом съестных припасов, может переждать без нужды до того времени, пока ис Тоболска, куда он уже писал, болше войска на вспоможение». Но этот ответ в фильме, увы, не звучит…
В итоге весь поход оказывается исключительно результатом хитрой «многоходовочки», задуманной губернатором Гагариным для того, чтобы хитрыми путями втянуть Россию в войну с джунгарами на стороне Китая. Именно для этого он, оказывается, привёз в Петербург яркентское золото… И это уже не просто редкая, а редкостная мерзость…
Ведь наяву всё было совсем иначе. В январе 1714 года губернатор Сибири выехал в столицу, чтобы продемонстрировать царю купленный золотой песок и рассказать про «городок калмыцкой Эркеть, под которым на реке Дарье промышляют песошное золото». Для того, чтобы завоевать золотые промыслы, Гагарин предложил одну за другой строить русские крепости на пути к этому городку. А незадолго до этого прибывший в Петербург туркмен Ходжа Нефес поведал российскому императору, что в прикаспийских степях есть старое русло реки Дарьи, некогда впадавшей в Каспий. Если разрушить плотину, река вновь станет судоходной.. К тому же, где-то во владениях хивинских князей моют песочное золото.
Рассказ Гагарина дополнил сообщения Нефеса. И Пётр решил отправить в Азию две экспедиции — одну от верховьев Иртыша в Малую Бухарию, вторую от Каспийского моря в Хиву. Руководителем первой экспедиции Петр назначил офицера Преображенского полка Ивана Бухольца, которого царь знал ещё со времён потешных войск. Помимо взятия Яркента Бухольцу предписывалось «стараться проведать о устье упомянутой Дарьи реки, куда она устьем своим вышла». Вторая экспедиция под предводительством князя Александра Бековича-Черкасского должна была обследовать окрестности Каспийского моря, чтобы установить, впадает ли в него река Амударья или нет.
Достигнув берегов реки, командиры отрядов должны были послать навстречу друг другу гонцов. Ведь Пётр заботился не только о том, как пополнить казну, изрядно опустошённую войной со шведами. Он, как и прочие русские цари со времен «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, мечтал проложить путь через Среднюю Азию в богатую Индию. Ведь если Индию с помощью Амударьи удастся связать с Каспийским морем, на России замкнутся важнейшие торговые пути! О том, что река Дарья, на которой стоит город Яркент, никакого отношения к Амударье не имеет, Пётр не знал. В географии Средней Азии все тогда ориентировались очень слабо.
Казалось бы – вот готовый сюжет, лучше не придумаешь, но он почти весь остаётся за кадром. Действие в «Тоболе» сводится к стандартной сюжетной схеме, типичной для большинства фильмов – герои (молодые красивые и влюблённые) в результате интриг злодеев попадают в какой-то переплёт и героически из него выбираются.
Да, в «Тоболе» есть прекрасные панорамные виды, отражающие необозримость сибирских просторов, сказочный праздничный белый Тобольск, масштабные почти эпические сцены сражений, снег и пламя, настоящие любовь и героизм. Картинки-знаки, символы крупным планом – парящий в небе орёл, поднятое вновь изорванное в бою знамя… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что за роскошным визуальным рядом нет ничего. А то, что теряет смысл, обесценивается…
Герои фильма несколько раз упоминают ангела в небе, и всякий раз это оказывается как-то не к месту. Ведь здесь не звучат реальные слова Семёна Ремезова, называвшего «мирным ангелом» свою Родину – Сибирь. «Как ангел заочно служит богу, так и сибирцы, — пишет Ремезов, — царевы враги воюют своею кровию очистиша землю». Но этих сибирцев, совершивших заведомо невозможное, побеждавших в боях, где они были в явном меньшинстве, строивших крепости и храмы — не только завоевателей, но прежде всего созидателей, — в фильме просто нет. При всём обилии действующих лиц. Всего за 100 лет русские землепроходцы освоили огромную территорию от Урала до Тихого океана, но даже краткого упоминания в ленте, именуемой исторической, они почему-то не удостоились.
И ещё один важный момент. В своё время великий русский писатель Фёдор Достоевский сказал, что у французов есть любовь к изяществу, у испанцев есть ревность, у немцев – аккуратность, у англичан – дотошность, а русские сильны умением понимать и принимать другие народы. Освоение Сибири русскими проходило в полном соответствии с пониманием уникального образа жизни местных народов. Об этом в фильме тоже ни слова…
Ремезовская Сибирь – прекрасная и величественная страна неисчерпаемых богатств в «Тоболе» присутствует, град «златоразрядный» Тобольск – тоже. Только к происходящему в кадре они не имеют ровно никакого отношения. Нелепость? Нет, вполне определенный заказ, цель которого – переписать русскую историю.
Какой смысл брать за основу фильма роман, автор которого весьма вольно обращается с историческими фактами, когда реальная история гораздо драматичней и интересней? Смысл может быть только один – если фильм делается для того, чтобы эту реальную историю окончательно забыли. Чтобы заменить её вырванной из контекста эффектной картинкой, за которой нет ничего. А значит, нет и памяти о деяниях, которыми можно и нужно гордиться. Кому это нужно – пожалуй, излишне уточнять.