Филимонова А.И. Поддержка Москвой режима жалкого предательства в Сербии ведёт к необратимой потере сербского народа. Часть 2

  Косовский вопрос

     2018 год становится терминальной фазой решения косовской проблемы. Госдепартамент в сообщении по поводу ситуации в Косово и Метохии от 5 августа 2018 г., пожалуй, впервые высказался предельно ясно, в одной фразе: «Полная нормализация отношений между Белградом и Приштиной необходима для региональной стабильности»[1]. Оставим в стороне вопрос о вымышленной региональной стабильности   (ведь именно США создают перманентный хаос в регион),  здесь важно столь предельно ясно высказанное требование. Советник «косовского президента» Хашима Тачи Блерим Шоля 4 августа 2018 г. заявляет: «Переговоры должны завершиться до февраля 2019 года… мы в ожидании великого соглашения, которое увенчает 21-летний процесс… для нас очень важно, чтобы Сербия нас признала как независимое государство, поскольку наша цель – членство в ООН… а мы не можем этого сделать без признания со стороны Сербии»[2].

    Суть переговорного процесса, лукаво именуемого сербской властью как формат Белград-Приштина, а «косовскими властями» — как переговоры «Республики Косовы» и Сербии, заключалась в безоговорочной сдаче всех позиций Сербией. Первым шагом стало соглашение об интегрированном управлении границей. Данное соглашение предыдущая власть Бориса Тадича решилась лишь парафировать, т.е. на документе есть лишь инициалы руководителя переговорной группы Борко Стефановича, а не его подпись. Сразу после прихода к власти тандема Николич-Вучич граница становится реальностью, включая сбор Приштиной таможенных пошлин – а это прерогатива исключительно государства.

    Поворотным пунктом, означавшим сдачу Косова и Метохии, стало заключение И.Дачичем и А.Вучичем Брюссельского соглашения в апреле 2013 г. Суть Брюссельского соглашения заключается в том, что власть Сербии, по собственной воле, в отсутствие прямой военной или иной угрозы, отказалась от полиции, суда и системы безопасности Республики Сербии на территории всего Косова и Метохии, включая север[3]. Север КиМ (общины Лепосавич, Зубин Поток, Звечан и Северная Косовска Митровица) в подавляющем большинстве с сербским населением до этого момента был абсолютно недоступен сепаратистской Приштине.

     Во всём тексте соглашения нет ни единого упоминания Резолюции 1244 СБ ООН, Конституции и законов Республики Сербии, нет ни в каком виде упоминания  о том, что Косово и Метохия являются составной частью Республики Сербии. Есть только упоминание «косовских законов», а центральной властью именуется Приштинская власть. Тем самым со стороны Сербии признаётся законность правового порядка, который функционирует в Косово. Несуществующая по косовскому законодательству Ассоциация сербских общин (есть ассоциация косовских общин) должна быть вписана в правовой порядок «Республики Косовы». Возмущение по этому поводу сербских представителей и обвинения Брюсселя и Приштины в данном случае неправомерны. Усилия режима Александра Вучича, надсадно старающегося представить брюссельский процесс как создание аналога Республики Сербской или автономии сербов в КиМ, в пыль разбиваются о текст самого документа. В нём однозначно нет ни единой лазейки для двусмысленных толкований.

    Напомним ещё  ряд основных фактов.

   В компетенцию Приштины переданы: таможня, документация ЗАГС и кадастровые данные, утверждена международная процедура взаимной нострификации дипломов Сербии и Косово, Приштина получила собственный международный телефонный код +383, ликвидировано последнее физическое препятствие для въезда албанских подразделений на север Косова – «Парк мира» на мосту р. Ибр (разделяющий южную и северную часть Косовской Митровицы).  Именно Белград настоял на принятии сербами КиМ паспортов «Республики Косовы», где помимо гражданства «РК» всё население края обозначается как «косовары». Причём Александар Вучич обвиняет сербских представителей из КиМ, включая церковных лиц,     критикующих его политику, в том, что «критика исходит от тех, у кого косовские паспорта».

     В ноябре 2013 г. режим Вучича оказал прямое внезаконное давление на сербское население края, вынуждая его принимать участие в выборах «Республики Косово», по её законам. Тогда сербам угрожали потерей социальных выплат из Сербии, потерей работы и т.п. Выборы были нелегитимными, прямо нарушающими суверенитет Республики Сербии. Сербы севера края организовали их бойкот, который был сломлен правящим режимом Белграда. Тогда, как следует из официального коммюнике Демократической партии Сербии, Александар Вучич даже требовал от НАТО, чтобы ему было позволено войти в КиМ для дисциплинирования непослушных сербов[4]. Подчеркнём: с 2012 г. по настоящий момент на территории Косово по согласованию с сербской властью проводятся исключительно выборы «Республики Косово».

    Далее власть в Белграде в противовес прежним сербским лидерам создаёт собственную партию под названием «Сербский список». В партию вошли люди с сомнительным, включая уголовное, прошлым, бывшие пожарники, бывшие полицейские. Их главная отличительная черта — преданность и подконтрольность Белграду.  Сербский список по результатам парламентских выборов в «Республике Косове» вошёл в «косовский парламент» и дал согласие на избрание премьером Рамуша Харадиная (сентябрь 2017 г.). Таким образом  Сербский список, политический экспонент Александра Вучича в Косово, ПОМОГ  Харадинаю стать премьером. Причем Харадинай за свои преступления официально ещё в 2006 г. объявлен в розыск государством Сербией. Следовательно, в противовес авторитетным сербским лидерам КиМ Вучичем был создан политический симулякр — Сербский список  — с оперативной задачей уничтожения всех проявлений иной политической активности сербов.

     Крайне важно подчеркнуть, что Сербский список не существует как политический субъект парламентской жизни Сербии. Сербский список зарегистрирован как политическая партия «Республики Косово», соответственно, по законам «Республики Косово», о чём совершенно ясно говорит Статут   сяСербского списка: «Политическая партия Сербский список     регистрируется в соответствии с Законом о политических выборах №. 03-Л/073 Республики Косово»[5]. В преддверии местных выборов в «Республике Косово» осенью 2017 г. глава канцелярии Республики Сербии по КиМ Марко Джурич заявил: «Локальные выборы в Косово и Метохии имеют национальное значение, поэтому государство Сербия на этих выборах поддерживает единственно Сербский список»[6]. Сербская власть в лице Вучича и его соучастники отсекли других, весьма эффективных в защите сербских интересов политических лидеров сербов КиМ (прежде всего речь идет о Марко Якшиче) и созданные ими политические органы (Скупщина Автономного края Косово и Метохии), уничтожили группу Защитников моста (через р. Ибр, разделяет албанскую Южную и сербскую Северную часть Косовской Митровицы). Отметим, что один из авторитетных лидеров косовских сербов, Оливер Иванович,  был убит. Расследование, как и следовало ожидать, за семь месяцев не принесло никаких результатов. Отличительной чертой партии Ивановича «Гражданская инициатива» было наличие партийной инфраструктуры, что позволяло создать альтернативу Сербскому списку. 

      Российская партия «Единая Россия» в лице заместителя секретаря её генсовета Сергея Железняка поддержала Сербский список[7]. Позднее С.Железняк предпринял усилия по «включению задней передачи», но дело уже было сделано: в ключевой момент Сербский список получил высокопозиционированную российскую поддержку. Эта информация прошла по всем Балканам. А вот попытка отыграть ситуацию назад как раз подобающего освещения в проправительственных СМИ отображения не нашла.

    Таким образом в Косово режиму Александра Вучича удалось ликвидировать институциональную государственную и внеинституциональную систему защиты сербских национальных интересов. Власть Александра Вучича за 6 лет ничего не предприняла для возвращения 250 тыс. изгнанных из КиМ сербов, а их «защита» происходит путём передачи в лапы албанских ОПГ и бывших главарей Армии освобождения Косово (АОК). Ничего хуже в истории «решения косовского вопроса», чем Брюссельское соглашение, Сербия не знает. Всё  приведённое выше носит чёткие характеристики государственной измены и национальной капитуляции.

    Помимо конкретно-политического в действиях нынешнего режима прослеживается ясная стратегия в области воздействия на национальное сознание. От Александра Вучича исходит нигилизм и банализация проблемы в отношении КиМ, и прежде всего, — это отрицание вневременной и неизмеримой духовной значимости края. По его словам, отказаться от КиМ (в разных формулировках – «решить проблему», «не оставлять на потом») надо то потому, что «у нас уже там ничего нет»[8] (?!), то «во имя будущего детей»[9], то чтобы «детям не пришлось воевать»[10], то никаких детей уже не остаётся потому, что все уезжают из страны – «тогда чего ждать, пока никого не останется?», то отдавать КиМ надо сейчас, «чтобы через 40 лет не воевать уже за Вранье»[11]. Поток бессистемных взаимопротиворечащих угроз, запугиваний и дезинформации также сыпется как из дырявого мешка. Однако, апогея абсурда  и истинных намерений, достигает заявление Вучича относительно Резолюции 1244: «А кто-нибудь осмелился спросить их, что пишется в той резолюции, а нигде не пишется Сербия, а только Союзная Республика Югославия»[12]. Излишне упоминать, что Сербия является преемником СРЮ, юридически это оформлено в полной мере[13], но президент Сербии знает лучше всех остальных «что пишется в той резолюции», и что «Сербия не упоминается». Сербская власть стремится сокрушить саму суть сербства – а это Косовский завет, освободительная традиция, предписывающая возможность покориться сильному на время, но всегда ждать времени, когда можно начать борьбу за свободу. В вопросе Косово сербов власть принуждает подчиниться самим, т.е. самим нанести сокрушительный удар по своей национальной сути.

    Хаотичным извержением потока угроз и фальсификаций дело не ограничивается. Именно сербская власть, а не Приштина, которая лишь следует в кильватере Белграда, становится инициатором провокаций. Так, история  с «ритуальным поездом», пущенным из Белграда  (с иконами и надписями на многих языках мира «Косово – это Сербия»),  в качестве результата возымела только то, что спецназ Приштины РОСУ впервые вошёл на территорию севера КиМ, чего не  смел   делать прежде, а поезд до Косово так и не доехал и пропал   без вести. Брюссельское соглашение передало север институционально, а «инцидент с поездом» – в руки непосредственно карательных подразделений. История с арестом Марка Джурича, характеризуемая как невиданное унижение, подоплёкой имела тот факт, что всего через 24 часа после инцидента истекал срок запрета Приштины на посещение Джурича Космета. Власть,  сдающая всё и вся на переговорах в Брюсселе, не может подождать сутки для ничего не значащего визита чиновника. Напряжённость 4 августа 2018 г. нагнетается из Белграда – но вызвана она тем, что Сербский список в соответствии с инструкциями Вучича именно 4 августа должен был самостоятельно, без согласования с Приштиной, представить некий проект Ассоциации сербских общин, на что Приштина отреагировала отправкой группы быстрого реагирования под прикрытием КФОР под видом учений. Приштина методично и последовательно получает на переговорном процессе всё, что требует. Белград собственными провокациями оказывает ей содействие для реализации договорённостей на месте, поскольку в односторонне порядке, только со стороны албанцев, это бы вызвало острую реакцию сербов КиМ. При этом Вучич неуклонно разыгрывает карту жертвы. Так кто создаёт проблему?

     И мы позволим себе немного впасть в патетику. В случае столь экстренно необходимого «разграничения с албанцами» по Вучичу (сдачи КиМ) он   ничтоже сумняшеся ставит под угрозу будущее России. Во-первых, в Косово расположена одна из крупнейших в мире баз США и НАТО   «Бондстил». Боевиков для участия в украинском вооружённом конфликте начали готовить в Кэмп-Бондстил начиная с 2010 г[14]. Кто может дать гарантии, что это не продолжается и сейчас на случай другого конфликта на постсоветском или российском пространстве? Во-вторых, албанцы никогда не были особо религиозными, но сейчас в Албанию и Косово пришли ваххабиты, исламские экстремисты из Ближнего Востока. Сейчас уже примерно 30% албанцев КиМ — сторонники радикальных ветвей ислама, в Косово и Метохию пришла Аль Каида, которая окапывается здесь всерьёз и надолго. От Приштины до Москвы два часа полёта на самолете. В-третьих, по-прежнему функционирует глобальный наркотрафик, идущий через «Бондстил» из Афганистана в Европу и поставляющий наркотики через Европу (где гарантии, что оттуда они не идут в Россию?). И как «вишенка на торте» — в «Бондстил» есть медицинская клиника, одна из крупнейших в Европе… Признание независимости Косова со стороны Сербии зацементирует ситуацию и позволит ей расцвести полным цветом: наркотики, чёрная трансплантология, боевики, исламисты, вездесущие албанские наркокартели – привет из «Республики Косовы»…

    «Республика Косова» полным ходом создаёт собственную армию – не спецподразделения, пусть и накачанные самым современным вооружением, оснащением и военными инструкторами. Нет, речь идёт об армии, способной вести оборонительные и наступательные операции по широкомасштабной линии фронта, включая воздушное пространство. У Республики Косово есть военный договор с Республикой Албанией (2013), позволяющий стационировать армии двух стран на территории друг друга. Можно смело сложить военные потенциалы, включая резервный состав, Албании и «Республики Косовы». И присоединить инфраструктурные, тыловые проекты Албании и Косовы — при содействии правительства Сербии. Например, строительство автотрассы Ниш-Приштина в Сербии идёт под категорией национального приоритета. В случае, если ВС Албании будут переброшены в Косово, объединённые албанские силы смогут достичь 20 тыс. человек. Однако учитывая резервистов, они смогут значительно превысить 120 тыс. чел. Противостоять такой армии не может ни одна армия страны региона.

     Дело заключается ещёи в геостратегическом значении севера КиМ. С нагорья Мокра Гора (2100м.) на чисто сербском пространстве Ибарского Колашина (община Зубин Поток) в южной направлении контролируется вся котловина Метохии и западная часть КиМ до границы с Албанией и Шар-планины на границе с Македонией. К северу от этой буферной зоны сербского этнического пространства идут котловины и высокоравнинные области Рашской области (т.н. Санджак) — кризисного региона, населенного на 80 % исламизированными сербами, т. н. бошняками. Бошняки выдвигают требования отделения от Сербии. Через Косово и Метохию проходит кратчайший путь, связывающий восточную Сербию (Ниш) и Черногорию. Здесь находится водохранилище Газиводе на р. Ибар (вода из Газиводе позволяет функционировать ТЭС «Обилич»). В Ибарском Колашине находится один из главных центров распределения электроэнергии Сербии, упомянутая ТЭС «Обилич», угольные рудники, сербская государственная телекоммуникационная кампания, а также исток р. Ибар, которая связывает область с центром Республики Сербии. В случае перехода контроля над севером края к албанским сепаратистам  под их контроль подпадает южная впадина вершины Копаоник (2017 м), а  как говорят представители НАТО, кто владеет Копаоником, тот владеет всеми Балканами.

     Отметим тот весьма примечательный факт, что в период Второй мировой войны оккупационная нацистская Германия оставила в составе Сербии север Косово и восточное Косово (Ново Брдо). Российская Федерация предпочла закрыть глаза на тот факт, что Вучич по Брюссельскому соглашению 2013 г. отнял у сербов больше, чем нацисты.  Бессмысленно сейчас говорить и поддерживать некое разграничение, под которым туманно подразумевается желание оставить север КиМ в составе Сербии. Это слова, не наполненные смысловым содержанием. Вучича надо судить только по действиям: а действие заключается в передаче севера КиМ албанцам, и отыграть назад ситуацию при нынешнем раскладе сил невозможно.

      Т.н. «великоалбанский проект» подразумевает не только тот или иной вид объединения Албании (на территории которой сейчас НАТО планирует строительство своей базы), «Республики Косовы», юга Сербии (общины Прешево, Буяновац, Медвежья), Македонии, части Черногории, а также слияние албанского сегмента (сейчас трансформирующегося в выраженно ваххабистский) с радикально-исламистской мусульманской частью БиГ. Для слияния «зелёного коридора» Косовы и БиГ было необходимо падение севера Косово – это препятствие преодолено Брюссельским соглашением.

     Но «Великая Албания» создаётся не из-за любви к искусству. Речь идет об Адриатическо-Иоаническом коридоре НАТО, о создании инфраструктуры для переброски войск альянса со слабого южного крыла в Центральную Европу (Францию). В связи с этим форсируется связывание Тираны и Приштины, Приштины и Ниша. Проект автотрассы Приштина-Ниш не имеет никакого экономического смысла ни для Сербии, ни региона. Смысл лежит исключительно в военно-оперативной области создания транспортных коридоров для переброски войск и техники НАТО в Центральную Европу.

     Сербский народ частично удалось дезориентировать, благодаря блокаде информации скрываются истинные масштабы происходящего в Косово. Однако вместе взятые приведённые факты создают парадигму: все указанные меры носят остро и долгосрочно антисербский и антироссийский характер. При этом основа проблем создана сербской властью.

    Александар Вучич любил говорить о беспощадных фактах и цифрах: «Их (албанцев – А.Ф.) будет все больше. И числа здесь, как и везде, неумолимы. Их всё больше, нас всёменьше»[15]. Но цифр как раз здесь нет, только патетичное заламывание рук. Неумолим другой факт: огромная рождаемость в албанской среде в Косово – это миф чистейшей воды. Сербы из КиМ утверждают, что албанцев там не более 800 тыс. Однако и выборные результаты показывают, что в избирательных списках регистрируются албанцы из Албании и Македонии. Низкая явка албанцев на выборах в реальности означает, что их просто-напросто нет в Косово. Сербов в КиМ — 130 тыс., и еще 250 тыс. изгнаны, соответственно всего 380 тыс. сербов, к которым следует прибавить горанцев, турок, хорватов и цыган. В совокупности неалбанского населения в КиМ будет насчитываться не менее 500 тыс. Не менее неумолимы те факты, что албанская молодежь стремится уехать из Косово и никогда не возвращаться (хорошо в Косово живётся только верхушке бывшей Армии освобождения Косова, для всех остальных жизненные условия невыносимы, достаточно послушать откровенные разговоры албанцев, когда они не боятся последствий). Молодые албанцы уезжают из КиМ в ещё большем количестве, чем сербы из Сербии.

     У албанцев разрушается патриархальная семья и прежние ценности. Молодые албанки ныне больше ориентированы на жизнь по европейскому образцу, рождаемость у них пала до уровня 2-3 детей, при этом рождаемость у сербов севера КиМ выше. Действительно, продолжается процесс скупки сербских земель албанцами. Но земля в большинстве своем принадлежит сербам, а те стараются передать её Сербской Православной Церкви, чтобы не досталась албанцам. Кроме того, любой серб-беженец, проживающий в городе,  только ждёт момента, когда из квартиры в 40-50 кв.м. без клочка земли он сможет вернуться в свой дом 250-300 кв.м., с гектарами земли. И, наконец, конкретные цифры: приблизительная стоимость ресурсов в КиМ оценивается в 6-8 тыс. млрд долларов[16]. Против сдачи Косово выступают практически все – Сербская Православная церковь, которая  наконец твёрдо выразила свою позицию, что «единственное оптимальное решение по КиМ – это оставление его в составе Сербии»[17]; научная и общественная элита, народ. Со стороны церкви и патриотической элиты вырабатывается модель новой  собственной  солидарности  — недаром КиМ всегда были вектором, соединяющим духовную и экзистенциальную составляющие народной души. В этом свете усилия нынешнего режима, направления которых ни у кого в здравом уме не вызывают сомнений, выглядят   жалким предательством. У власти есть только один выход: отказ от данных западу обещаний и резкая смена внешне- и внутриполитического курса. Однако это вряд ли возможно, учитывая, что до настоящего момента ни в одной сфере госуправления и политики никакого мало-мальского признака, указывающего не только на проведение, а хотя бы на волю к проведению самостоятельной политики.

Причины провала России в Черногории

   Первым признаком целого ряда   провалов внешней политики России на Балканах стала Македония – в силу полного отсутствия взаимодействия с небольшим, на всё ещё существующим сербским, да и собственно, македонским, корпусом. Поскольку главная цель США, которую надо совершенно чётко осознавать – это доминирование и эксплуатация ресурсов, то не  было абсолютно никаких шансов провести «Южный поток» через территорию Македонии. В Македонии произведён переворот, к власти пришло ярко выраженное проамериканское правительство во главе с премьером Зораном Заевым, 12 июля 2018 г. Македония получила официальное приглашение, а 25 июля 2018 г. начала официальные переговоры о вступлении в Североатлантический альянс.

   Ситуация в Черногории ярко и хрестоматийно демонстрирует причины провала российской внешней политики на этом направлении.

     Поддержка коррупционно-криминального и глубинно антисербского режима Мила Джукановича является эрзацем нынешней поддержки Вучича, несмотря на то, что  в этой стране позиция России благодаря российским инвестициям в разные секторы экономики выглядела несокрушимой. Интересно, что сам Мило Джуканович  никогда не скрывал от Москвы евро- и НАТО-интеграционных устремлений, о чем на протяжении многих лет заявлял прямо и недвусмысленно. Вступление Черногории в НАТО никак не могло      быть неожиданностью, а было процессом, развивающимся поступательно и динамично после отделения Черногории от Сербии в 2006 г., причем в результате референдума, который Москва поддержала. Далее все стадии вступления проводились открыто. Красной карточкой должно было послужить принятие программы МАП (Membership Action Plan) – финальная стадия подготовки вступления страны в альянс. Именно МАП сигнализировал о необратимости процесса – это была последняя возможность   попытки хотя бы заявить о своих интересах. Но принятие МАП было с российской стороны проигнорировано с поразительным хладнокровием, равно как и вступление Черногории в альянс, навсегда отсекающем Россию от Адриатики. Хваленый прагматизм в четверть финале потерпел поражение от расчетливой и неуклонной западной стратегии, причем совершенно открытой.

        Прежде всего, нет разговора с общественностью (сербской!), нет создания и поддержки дружественных некоммерческих организаций — хотя западная сторона демонстрирует ясную структурированность и системность подхода в навязывании «обезвреженному» и погружённому в пассивность  населению своей воли. Запад со своими НКО работает до капиллярного уровня проникновения во все сферы общественной жизни, прежде     всего — образования и СМИ. Западные НКО всегда поддерживаются тяжелой артиллерией дипломатии, СМИ и различных фондов. Совсем никому не ясен российский отказ от подобной деятельности, а апелляции к отсутствию финансов только укрепляют подозрения элиты и общественности в неспособности и слабости, отказе от региона, непрофессионализме и неумении адекватно и, главное, вовремя реагировать на вызовы.

     Россия буквально демонстративно отрицает необходимость и значимость разговора с обществом, с народом – к которому на официальном уровне относятся столь сладкоречивые хвалоспевы. Абсурд ситуации заключается в том, что людей, тепло относящихся к России и русским, в Черногории и сейчас абсолютное большинство. Однако это в потенциале, на уровне чувства и бытового уровня. Если потенциал не находит выхода и подвергается тотальной обработке с противоположной стороны, он гаснет.

   Во-первых, нет элементарной защиты прав человека. Так, сейчас в Черногории 30% населения декларируют себя как сербы, но они присутствуют лишь в 3-5% госучреждений. Это ярко выраженное национальное неравноправие, но молчит Белград, молчит Москва. Так умерщвляется потенциал естественного сопротивления в борьбе за национальные права и права человека. Хотя этот вид защиты со    стороны Белграда (здесь ждать вообще ничего не приходится), но особенно Москвы, поскольку речь идёт о международном праве и защите прав человека, должен относиться ко всему сербскому национальному корпусу: в Черногории, Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Косово и Метохии.  Здесь важно позиционировать себя как принципиального защитника, перехватить козырь у Запада, переиграть его.

    Во-вторых, важно, как этот потенциал представлен на институциональном уровне – а здесь силы патриотов разобщены, слабы, не обладают материально-техническими средствами. Патриоты подвергаются давлению и преследованиям, а подчас и банальному подкупу, они сами и их семьи, занимающие мало-мальски престижные функции, находятся в весьма уязвимом и зависимом положении, а подавляющее большинство зажато в тиски битвы за ежедневное выживание семьи. Современные выборные технологии позволяют избирать кого угодно. Народ либо голосует за обещания, которые потом нарушаются, либо просто используется административный ресурс (все госслужащие с семьями обязаны проголосовать за определенную cилу, что проверяется, а риск прямой – потеря работы). В итоге побеждает агентурная креатура Запада, которая в результате слаженной работы пропагандистского, репрессивного, партийного и иного аппаратов подаётся как демократически избранная власть. Но не является таковой. Отказ понимать имманентный характер и вектор деятельности подобной власти ведёт к догматичному и абстрактно     морализаторскому тезису о «работе с любой властью». Но по той логике нужно «работать» с Бакиром Изетбеговичем, Зораном Заевым, Хашимом Тачи и Рамушем Харадинаем. Но те скорее всего, отсекут непонятную «работу» России за полной ненужностью. Власть коррупционно-криминально-агентурного типа создана для решения других задач, а не для взаимодействия с Россией, поэтому в данном случае «работа» и выглядит исключительно как провал российской стороны.

     Есть на Балканах власть другого типа: народ голосует честно, демократически, за власть, но власть специфическую. Так, в Хорватии со времён распада Югославии постоянно существует вполне демократически избранная пронатовская и неоусташская власть. На этом фоне ещё более показательно выглядит факт конечной покупки Россией хорватского продовольственного концерна «Агрокора» — по сути, мощнейшего вливания в хорватскую экономику. И это пока единственная успешная акция России в регионе.

       Но вернемся к Черногории. По сути, на одном энтузиазме едва поддерживают свою активность несколько малых и разрозненных политических групп, отдельных представителей интеллектуальной элиты и общественности, патриотических интернет-порталов — но ряд из них уже прекратил своё существование за неимением элементарных возможностей для содержания. Причём в черногорских условиях речь идёт о более чем скромных средствах, однако в тяжелых социально-экономических условиях и это становится проблемой. Даже самые стойкие и решительные сторонники России чувствуют себя равнодушно брошенными. Итог таков: сейчас наступил момент, когда в Черногории ни одна политическая партия или значимое общественное движение не является дружественным по отношению к России. Более того,  абсолютное большинство их стоит на антироссийских позициях. Российская линия зиждется (точнее, паразитирует) на энтузиазме, личных средствах и воле одиночек.

Повторение черногорского сюжета в Сербии

     Сербы – единственный народ на нашей планете, который настолько духовно связан и ориентирован  на Россию. В XVIII в. российское присутствие было выражено очень сильно, через православную церковь, язык и образование. В XIX в. сохраняется политическая ориентация на Россию, которая оказывает помощь в единственном и самом мощном антитурецком восстании в Европе –  под руководством Карагеоргия (1804-1812). В это время сербскую нацию конституируют три главных сегмента: национальная идея (идея национального освобождения и объединения всех сербов), соответственно, она имеет ясный государственносозидательный вектор (построение независимого сербского государства) и военный компонент (сербская армия являлась ключевым военным фактором на Балканах, что ярко проявилось в период Балканских войн).

    Однако в конце XIX в. происходит событие, оставившее на последующие 150 лет глубокий след разочарования, репризой которого становится и нынешняя ситуация. После Сан-Стефанского мира, всего за три месяца, на Берлинском конгрессе 1878 г. Россия под давлением Англии и Германии панически меняет позицию      победителя на позицию побеждённого в войне, фактически предлагая Сербии выплывать самой как знает. Россия соглашается с передачей Боснии и Герцеговины Австро-Венгрии – там начинается процесс этноинженеринга: культивирования мусульманской нации и дальнейшего прокатоличивания сербов — сербы-католики в результате искусных манипуляций РКЦ и власти превращаются в хорватов-католиков. В результате влияние Запада на сербское общество возрастает. И большинство сербских интеллектуалов получает образование в европейских столицах – Вене, Париже, Берлине.

   После разрыва отношений Югославии и СССР в 1948 г. начинается многодесятилетний период доминирования США и Запада. Тогда в сфере общественного сознания осуществляется глубокая индоктринация. В интеллектуальной среде появляется негативное отношение к присутствию России на балканском пространстве. Сначала создание Югославии интегралистской югославянской идеей остановило развитие сербской национальной идеологии, затем установление коммунистической системы с 1945 г. означало поход против сербской национальной идентичности при одновременном усилении проамериканских, прозападных, настроений с расправой над инакомыслящими, прежде всего, русофилами. В результате сербская элита периода титовской Югославии в подавляющем большинстве совершенно не испытывала симпатий к России (СССР).

    Сербы, столь остро нуждающиеся в восстановлении преемственности развития национальной идеологии, прерванной историческими процессами, распознают новый вызов – это работа западного фактора в сфере сознания. Запад определяет состояние сознания как главный критерий успешности своей работы, поэтому такие силы брошены именно в сферу пропаганды. Например, в настоящий момент Конгресс США на 2018-2019 гг. выделил «Фонду по сопротивлению российскому влиянию» на Балканах 250 млн долларов, центр тяжести перемещается в область СМИ. В Сербии планируется формирование «Центра СМИ по борьбе с российской дезинформацией», центр будет заниматься анти-российской пропагандой и переориентацией общественности к США, ЕС и НАТО. В этой деятельности участвует и сектор НАТО в Брюсселе по общественной дипломатии, и НАТО канцелярия по связям в Белграде. Финансирование будет осуществляться посредством Атлантического совета, германского фонда Маршалла, NED, и американского командования в Европе (USEUCOM)“.[18]

     В ответ со стороны России в Сербии прекращена информационно-аналитическая и публичная деятельность балканского отделения РИСИ и «Катехона». Последним было «угашено» сербское отделение «Фонда стратегической культуры»  — «Фонд стратешке културы» (ФСК) — пожалуй, самое сильное оружие РФ по «мягкой силе» в регионе, объединявшее более 50 ведущих ученых и аналитиков Сербии и Республики Сербской, бескомпромиссно стоявшее на позициях защиты Республики Сербской и Косово и Метохии. Влияние сербского ФСК было измеримо чисто математически: полный корпус его материалов регулярно перепечатывался всеми сербскими патриотическими изданиями региона (Сербия, Республика Сербская, Черногория, Македония) и частично ведущими СМИ (!). Весьма примечателен момент прекращения деятельности сербского ФСК с российской стороны: вхождение Вучича в завершающую фазу «решения косовского вопроса» и ключевой предвыборный период в Республике Сербской, в которой разворачивается вторая попытка «оранжевой революции». Лидер сербской диаспоры «Род» Драган Станоевич указывает на итог сложившейся ситуации: США перехватывают СМИ, зачищают масс-медийное пространство от российского присутствия, а оставшийся формально российский «Спутник» (работает исключительно местная команда) будет проводить прорежимную (пропартийную) политику[19].

     В России нет понимания того, насколько в условиях наступления Запада сербы   оказались связаны с Россией. Независимо от того, знает или не знает Россия, но Запад определяет сербское национальное или народное сознание как имманентно пророссийское, русофильское. Для Запада понятие «сербский национальный» неотъемлемо включает в себя этот базовый сегмент. Приговор выглядит однозначно: оставлять в своем тылу такое положение дел нельзя. Поэтому борьба с Россией обязательно должна включать борьбу с сербским национальным сознанием.

     Вучич осуществляет бегство от национальной идентичности.  Речь идёт об уничтожении всего духовного, культурно ценного для сербов. Без предложения альтернативы, ставка делается просто на уничтожение.   Вучич главное препятствие видит в сербской идентичности, и он ведёт главную работу в сфере национального сознания в направлении создания «национально нейтральной» Сербии.

     РФ оказала маркетинговую поддержку Сербской прогрессивной партии, особенно в период выборов. За несколько дней до последних президентских выборов в Сербии российский президент В.В.Путин принял кандидата в президенты Александра Вучича. Тем самым, вне всякого сомнения, обеспечивается победа Вучича в первом туре, хотя до этого момента существовали обоснованные сомнения, что Вучич в первом туре победит — что серьёзно подорвало бы авторитарную направленность его режима. Однако на победу были брошены абсолютно все масс-медийные силы, партийный фактор (правящая партия выступает скорее как армия, нежели как демократический орган) и «российский фактор». В сознании сербов, независимо от того, ставилась такая цель или нет, возникает формула о безоговорочной поддержке Россией лично Александра Вучича и о том, что за Вучичем стоит Россия. Это используется Вучичем как индульгенция от России на все его последующие действия.

      Как только реальность начинает слишком ощутимо обрушивать парадигму и она начинает «проседать», то следует «российский марш-бросок» — обеспечение заявлений и материалов в СМИ с российской стороны, необходимых для «внутренней поправки» образа Вучича как «патриота и пророссийского политика». Подобные меры являются прямой политической   инъекцией адреналина в сердце.

     На этом фоне появление российских представителей, буквально умиляющихся на Вучича, воспринимается сербской интеллектуальной общественностью, а тем более обычным народом как издевательство. Причём поддержка принимает подчас комичные формы. Например, российский посол Александр Чепурин в период Мирового первенства по футболу заявил, что «только один человек твердо верил в победу России над Испанией – Александр Вучич. Его оптимизм на этот счёт в ходе нашей беседы 29 июня меня поразил. И он не ошибся!»[20]. Т.е. получается, что во всей ойкумене, включая российских болельщиков, тренеров и саму сборную, за исключением Александра Вучича, никто в победу российской команды не верил.

     Следовательно, в сербском обществе на настоящий момент один из главных вопросов ставится следующим образом: почему сербский народ должен воспринимать поддержку криминального и антинационального режима  как само собой разумеющееся? Беспринципная поддержка Москвой Вучича вызывает всё более острое неприятие, разочарование и раздражение народа. По здравой логике, никто не обязан понимать и принимать поддержку неоколониального ярма. Но здравая логика не функционирует. Так,  режим Бориса Тадича в российских СМИ зачастую трактовался как антисербский и антироссийский, тем не менее режим Вучича, который не только продолжает линию Тадича по всем направлениям, но носит ещё более экстремальный характер, трактуется как «пророссийский». Однако всё отличие режимов Тадича и Вучича заключается в том, что мудрые англосаксонские советники Вучича поняли, что, чтобы пойти на рывок — сдать Косово, нужно разыгрывать именно российскую карту.

           Почему российские представители действуют и чувствуют себя так «расслабленно» — потому что убеждены (а это соответствует действительности)  в «нерушимой и неизменной любви сербов к России». Поэтому какие бы то ни было действия и не были предприняты — кажется, что этот ресурс неистощим. И на нём можно «выезжать», если не сказать совсем точно – паразитировать – ещё очень долго. Однако действительность показывает, что ресурс не только истощим, но истощается прямо на наших глазах. Так,  визит В.В.Путина в Белград на военный парад в 2015 г. вызвал шквальную поддержку сербского общества. Ещё тогда, перед парламентскими выборами в Сербии, было несколько оппозиционных политических партий, открыто декларирующих себя не только как патриотические и поддерживающие суверенитет, но и открыто пророссийские. Не отклоняясь на анализ, характер и мотивы действий, констатируем только тот факт, что подобных партий и движений в 2015 г. было несколько. И они все в той или иной форме искали поддержки Москвы. Однако закончилась история известным результатом – консультациями в американском посольстве. И фактическим исчезновением пророссийского дискурса в политической деятельности оппозиционных суверенистических партий. Этот дискурс остаётся весьма номинальным фасадом.

  Итак, пророссийских, да и собственно, суверенистических партий в Сербии практически нет, их существование сводится к уровню статистической погрешности. И это в Сербии воспринимается как прямой результат поддержки  лично Александра Вучича и его политического курса Россией.  Можно приводить бесконечные квазиобоснования, почему этот так, но результат говорит сам за себя. Не существует инструментализованного выражения линии на реальное российско-сербское сотрудничество, а авторитет и образ России среди сербов серьёзно подорваны.

     Но на этом процесс не останавливается. «Русофильская линия» продолжает своё существование, спускаясь исключительно на общественный уровень – научной и общественной элиты. По сути, одиночных представителей. У которых также нет ответов на логичные вопросы – почему Россия поддерживает политику созданной Западом правящей Сербской прогрессивной партии и Александра Вучича лично. При этом      указывается на беспрецедентное использование «вучичевского агитпропа» — всех имеющихся в стране масс-медийных ресурсов, невероятное информационное давление, в то время как противоположная режимной точка зрения представлена лишь на небольших патриотических сайтах, что является прямой аналогией с ситуацией в Черногории.

      Для российской публики отношение сербского общества к Александру Вучичу можно выразить в одной фразе – Вучич — это Чубайс образца 1990-х гг., который ведет агрессивную, циничную и беспощадную борьбу  с собственным народом. Но «инновация» команды западных советников Александра Вучича, в числе которых находится и Тони Блэр, и бывший американский посол Вильям Монтгомери (сыгравший ключевую роль на этапе оформления Сербской прогрессивной партии) заключается в том, что все без исключения крупные СМИ на предельно высоком градусе поддерживают имидж Вучича как патриота и русофила, пользующегося личной поддержкой российского президента. Выражаясь фигурально, агрессивная денацификация сербского национального сознания проводится под прикрытием российских МИГов и портретом В.В.Путина.

     Отметим попутно, что столь часто слетающие с уст сербского президента определения русских как «братьев» не должно вводить в заблуждение: братьями с не меньшей страстью он именует также болгар[21], немцев[22], турок («турки нам такие же братья, как и русские»[23]), арабов («арабы – мои братья»[24]), а с Азербайджаном ведет переговоры «энергетике, о (газопроводах) ТАНАП и ТАП, о строительстве газового коннектора с Болгарией, какую часть в будущем Сербия может получить из (газового месторождения) Шах Дениз или других газовых месторождений для диверсификации поставок газа…»[25]. Поскольку подавляющую часть газа Сербия получает из России, столь упорные усилия по диверсификации поставок газа не могут не наводить на выводы о проамериканской, а не пророссийской, политике. Упомянем на этом фоне непризнание Вучичем территориальной целостности Российской Федерации – он не признает Крым в составе России – о чем в последний раз было подтверждено на встрече А.Вучич с П.Порошенко 13 июня 2018 г. А.Вучич подчеркнул «непризнание одностороннего провозглашения независимости Крыма» и «поддержку территориальной целостности Украины»[26]. Выражая солидарность с Украиной, сербы не должны быть солидарны с сербами из Хорватии, Черногории, Македонии, КиМ. Таким образом, сербская власть связывает себя с политической ориентацией, полностью противоположной сербским национальным интересам.

    Выявляется парадокс: с одной стороны, российские представители апеллируют к братским чувствам и духовному единству народов, вероятно, осознавая, что именно народ и народный      дух является единственным ресурсом и опорой для России. Но, с другой стороны, в реальной политике РФ перешла на высший уровень сотрудничества» с человеком, пропагандирующим антисербскую идентичность.

    Закономерно и у представителей сербской общественности и научной элиты возникают вопросы: «российско-сербское сотрудничество» относится, собственно, к кому? Поддерживая режим, именно режим, экстремальными темпами теряется поддержка и доверие всего общества и малейшая возможность инструментализации настоящего российско-сербского сотрудничества.

  Однако и парадигма личной поддержки неизбежно себя исчерпывает. Очевидно, что двусторонние заседания, встречи, протокольные заявления и т.п. впечатления больше не производят. И остаются фактически туристические поездки А.Вучича в Россию, результаты которых даже не озвучиваются. Т.е. и это пространство для воздействия, сжимается как шагреневая кожа.

     В итоге поддержка режима привела: 1) к отчуждению институциональной части сербского общества – оппозиции (политических партий и организаций), 2) неформальных, но влиятельных групп (интеллектуальной элиты, общественных деятелей), 3) части народа, особенно молодежи, которая ситуацию видит незамутненным, чистым образом.

     Рассмотрим еще два весьма важных момента.

   Во-первых,    это восприятие сербским обществом резкого осуждения Россией протестов против Вучича после его победы на президентских выборах в апреле 2017 г. Во-первых, только российское посольство моментально вмешалось, заклеймив протесты как «просорошевские». Протесты, скорее всего, таковыми и являлись. Поскольку, обратим внимание, они прошли после выборов, когда Вучич уже одержал победу, а не до, что было бы совсем логично. Проведение протестов после выборов, подчеркнем, носит исключительно предупреждающий характер, являются демонстрацией силы. Но дело здесь не в характере протестов. Россия «вбрасывает» тезис о злоупотреблении протестами со стороны Сороса (забывая или не зная, что Александар Вучич успешно сотрудничает с сыном Дж.Сороша, встречаясь с ним несколько раз), но в каких условиях: когда она сама не имеет никакого влияния на политические процессы и на СМИ. Россия клеит ярлык, хотя даже беглый взгляд на социально-экономическую и политическую ситуацию в Сербии показывает: оснований для серьезного недовольства народа более чем достаточно. Протестующие и народ могут не видеть и не понимать, что «это Сорос», однако он видит и понимает, что России «со старта»  на стороне режима. В восприятии народа укореняется тезис о поддержке Россией власти, а не права народа на протест, закрепленное в Конституции Сербии. Не каждый протест был и будет криминальным, но в общественном восприятии РФ каждый протест против Вучича клеймит как криминальный.

    До тех пор, пока прямо не нарушен конституционный порядок в другой стране, вряд ли есть основания для вмешательства. Но были поводы как раз уровня нарушения конституционного порядка – это Брюсселское соглашение, которое даже Конституционный суд Сербии признал не юридическим, а политическим соглашением. Кроме того, переговорный процесс с ЕС подразумевает согласование политики обороны и внешней политики Сербии – это ограничение права государства на проведение независимой внешней и внутренней политики. Здесь следует в полной мере защищать суверенитет государства, а не режим личной власти. Иначе в сербском обществе закономерно ставится вопрос: Россия – это адвокат личности у власти или адвокат государства? Личность у власти должна отчитываться перед своим собственным народом. В противном случае Западу и делать ничего не нужно —  все сделают за него.

    Во-вторых Александар Вучич столь часто напирает на «немыслимое давление со стороны Запада». Не следует слепо следовать за клиентом, пусть непосредственно сербская власть объяснит, кто и почему оказывает на нее давление. Однако при выявлении проблемы мы натолкнемся на весьма интересные выводы.

    Дело заключается вот в чем: сербская власть еще до Вучича заключила с ЕС Соглашение о стабилизации и присоединении (ССП). Однако ССП не рассматривает КиМ как составную часть Сербии  (ст. 15). Так, Ст. 135 п. 2 гласит: «это соглашение не применимо на территорию Косова». «Косово» со своей стороны в 2015 г. заключило с ЕС свое собственное ССП (отметим, что ССП заключается со стороны ЕС только с независимыми государствами, хотя из-за пяти членов ЕС, не признавших Косово, его статус не определяется прямо). По здравой логике, Конституционный суд Сербии должен провозгласить ССП антиконституционным. Но пока этого не произошло, т.е. пока ССП в силе, то существует международное обязательство Сербии согласовать свою внешнюю политику и политику безопасности и внешнеторговую политику с ЕС – создание единой таможенной зоны (санкции, аннулирование Договора о свободной торговле с Россией); обязательства регионального сотрудничества (помимо прочего, Сербия не смеет препятствовать унификации БиГ, т.е. растворению Республики Сербской). Ст. 15 пп. 4, 5 говорит: Сербия начнет переговоры с государствами, подписавшими свои ССП до и после Сербии.

    Брюссельское соглашение вытекает непосредственно из  3-ей главы ССП под названием «Сотрудничество Сербии с другими государствами региона». Ст. 15 обязывает Сербию подписать договор о региональном сотрудничестве с государствами, заключившими ССП до нее (п.4) и после нее (п.5). Т.е. Брюссельское соглашение регулирует сегменты взаимоотношений до заключения соглашения, которое урегулирует все аспекты взаимоотношений между Сербией и Косово, включая признание границы. Логично возникает вопрос: так откуда «давление»?

    «Давление» вытекает из ССП и курса в ЕС, которое не позволяет трактовать КиМ как часть Сербии. ССП определяет региональное сотрудничество как «условие №1», требует согласовать внешнюю политику, политику безопасности и внешнеторговую политику с ЕС, исключает защиту Косово как части Сербии, исключает равные отношения Сербии с ЕС и Россией.

   Запад видит в ССП весьма эффективное средство влияния, изъятия страны из потенциальной зоны российского влияния и десуверенизации страны. Запад в ССП видит серьезный инструмент, который функционирует путем обязательств, вытекающих из соглашения, причем обязательства действуют даже в случае, если страна НИКОГДА не вступит в ЕС.

    Таким образом, в действительности «давления» нет, а есть обязательство, вытекающее из ССП как, повторим. Международное соглашение. Россия, как гарант международного права, а оно является производным победы России во Второй мировой войне, не может утверждать, что международное соглашение – это «давление». Потому что в этом случае для Казахстана и Белоруссии реализация договоров, вытекающих из евразийского союза также можно рассматривать как «давление».

    В итоге лишь за последний год разочарование сербского общества  от  действий Российской Федерации достигает критического уровня. Можно говорить о прямом злоупотреблении, использовании России вплоть до подрыва образа российского президента. Сербское общество задает закономерный вопрос — «а кто же пускает ток для гальванизации нефункционального режима?». Хотя в истории наших народов были примеры, когда императорская Россия открыто поддерживала народ, но не актуальную власть. Так, в период Милана и Александра Обреновичей Россия поддерживала оппозицию – оппозиция тогда была ясно патриотического и пророссийского определения, в том числе при решении косовского вопроса, что в итоге принесло смену династии и последующие судьбоносные военные победы Сербии, что обеспечило само существование народа и государства.

   Таким образом, в условиях маргинализации национально-патриотического дискурса поддержка России     является жизненно важной для будущего системного возрождения, включая институциональный и внеинституциональный уровень.

    Итак, к основным заведомо провальным результатам ведут следующие моменты:  слепое следование российскими СМИ в кильватере «американо-германского вучичевского агитпропа»; формирование квазипатриотического и квазипророссийского образа сербского руководства; отсутствие ясной для сербского народа российской стратегии на Балканах; игнорирование проблемы подготовки признания «Республики Косовы», первым шагом к которому стало Брюссельское соглашение (2013); восприятие сербского народа как некритически мыслящей массы с априори «сакральным» восприятием каждого действия Российской Федерации; отсутствие системной работы в направлении российско-сербского сотрудничества с сербскими оппозиционными политическими партиями и организациями в то время как западным и прозападным представителям с их глобальным аппаратом НПО позволено все – вплоть до определения «неугодных» стран с последующим их ликвидацией, демонизацией народов и установлением режима контролируемого хаоса в целых регионах планеты.

     Все указанное окончательно рушит авторитет, уважение и доверие к Российской Федерации. Своими руками Россия подпитывает стереотипы Запада: «Россия ничего не может».

      Тезис о «работе с любой властью» выродился в слепое следование на поводу у специфической власти, что приводит к тому, что Россия разделяет восприятие и судьбу личности, которая является соучастником деструкции Сербии, выполняя волю иностранных сил. Вместо стратегии, основанной на твердых принципах (в отличие от хаотичных движений, которые не дают понимать процессы и действовать с опережением, принципы дают модель для достойного разрешения любой ситуации), идет разговор с человеком – почва, идеальная для любимой Западом коррупции. В этой ситуации Вучич становится столь же безнадежным партнером, как Янукович. Но, главное, сербский народ теряется от непринципиальности. Не страшно потерять гарнитуру у власти — страшно потерять народ. А это уже случалось, когда после Берлинского конгресса, в период 1878-1903 гг., у России оставался единственный союзник на Балканах – маленькое Королевство Черногория, крошечный опорный пункт. Сейчас он в НАТО. И если сербская власть ведет страну на грань национальной, политической и экономической катастрофы, Россия не может не идти дальше поддержки власти, проваливая тем самым все по черногорскому варианту. Ситуация требует кардинального изменения, потому что если Россия не поддержит сербский народ, то сербскому народу такая Россия не будет нужна.

 

[1] http://www.nspm.rs/hronika/stejt-department-potpuna-normalizacija-odnosa-izmedju-srbije-i-kosova-neophodna-za-regionalnu-stabilnost.html

[2] http://www.nspm.rs/hronika/tacijev-savetnik-bljerim-salja-nema-indicija-da-ce-biti-incidenata-na-severu-kosova-nas-cilj-je-da-nas-srbija-prizna-do-februara-2019.html

[3]Први споразум о принципима који регулишу нормализацију односа// http://www.kim.gov.rs/p03.php

[4] https://www.dss.rs/pokrajinski-odbor-dss-za-kim-srbi-sa-kosova-su-za-vucica-gradjani-drugog-reda/

[5] Иван Максимовић Косово и Метохија су српска земља, а не земља Срба који на њој живе

// Аналитички форум, 22.08.2017. http://www.anfor.org/kosovo-i-metohija-su-srpska-zemlja-a-ne-zemlja-srba-koji-na-njoj-zive/

[6] http://srpskalista.net/djuric-lokalni-izbori-na-kim-od-nacionalnog-znacaja/

[7] https://eadaily.com/ru/news/2017/09/14/edinaya-rossiya-podderzhala-serbskiy-spisok

[8] https://srbin.info/2018/03/01/vucic-ako-kazem-srbima-da-nema-nista-od-kosova-ima-da-me-tuku-tiganjem-po-glavi/

[9] https://www.blic.rs/vesti/politika/vucic-male-su-sanse-za-resenje-pitanja-kosova-i-metohije-ali-vredi-da-pokusamo/ehdsd5n

[10] http://www.rts.rs/page/stories/sr/story/9/politika/3002754/intervju-aleksandar-vucic-lajv-striming.html

[11] https://www.blic.rs/vesti/politika/vucic-necete-razgranicenje-sa-albancima-a-za-40-godina-cemo-braniti-vranje/0zrjg64

[12] https://www.b92.net/info/vesti/index.php?yyyy=2018&mm=07&dd=22&nav_category=11&nav_id=1421915

[13] http://www.nspm.rs/komentar-dana/srbija-u-rezoluciji-1244-ili-gde-sve-nas-veliki-pravnik-vucic-gresi.html

[14] https://www.youtube.com/watch?v=-S2iPpl4I7o

[15] https://rs.sputniknews.com/politika/201804271115410527-vucic-kosovo/

[16] http://www.anfor.org/ne-odustajemo-prof-milos-kovic-prof-milo-lompar-otac-simeon-gen-bozidar-delic-prof-koprivica/

[17] http://www.rtv.rs/sr_lat/drustvo/patrijarh-irinej-najoptimalnije-resenje-da-kosovo-ostane-srpska-zemlja_937403.html

[18] https://stanjestvari.com/2017/12/16/americko-prekrajanje-balkana/

[19] https://www.youtube.com/watch?v=GKK1HcwJF70&feature=youtu.be

[20] http://www.nspm.rs/hronika/aleksandar-cepurin-samo-jedan-covek-je-verovao-da-ce-na-sp-u-fudbalu-rusija-pobediti-spaniju-–-vucic.html

[21] http://www.politika.rs/scc/clanak/406082/Браћа-Бугари

[22] https://www.blic.rs/biznis/vucic-braco-nemci-dodite-nigde-nije-bolje-nego-u-srbiji/ps6pen3

[23] https://www.vesti.rs/Turska/Vucic-Turci-su-nam-braca-koliko-i-Rusi-2.html

[24] http://www.tanjug.rs/multimedia.aspx?izb=v&&GalID=202712

[25] http://www.politika.rs/scc/clanak/324701/Jacanje-saradnje-Azerbejdzanci-zainteresovani-za-Petrohemiju

[26] https://www.intermagazin.rs/vucic-u-vezi-krima-srbija-postuje-teritorijalni-integritet-ukrajine/