В современном обществе термин «клиповое мышление» появился не так давно — в середине девяностых годов. Сначала это словосочетание означало восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п. Само английское слово «clip» переводится как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент).
Это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты. Слово «сlipping» часто обозначает подборку газетных вырезок на определённую тему. Клиповое мышление людей напоминает подобную подборку, только не связанных между собой, отрывков разнородной информации из разных источников: СМИ, коллеги по работе, интернет, телефон и т.п.
Клиповое мышление плюсы и минусы
Те, кто, слишком активно пользуется соцсетями еще больше усугубляют эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми (смех, взгляд, сочувствие, улыбка) в таком случае сведено к минимуму. Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. Это наглядно показывает случай, произошедший в Великобритании в 2010 году. В декабре того года одна женщина покончила с собой. Перед этим она в социальной сети разместила пост с отчаянным криком о помощи – своё предсмертное письмо. Никто не только не попытался ей помочь; люди, в том числе и так называемые «друзья» в этой сети, которых было больше тысячи, вообще никак не откликнулись. На следующий день эта сорока двухлетняя женщина свела счеты с жизнью так и не получив ни от кого «весточки».
Что же происходит с мышлением людей, который злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах. Эта информация и более поверхностная: cмc, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка, фраза, фотография, смс и так далее. Как при таком общении возможно научиться оцентвать другого человека, понимать и сопереживать ему? Никак. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше. Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется. Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств?
Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства. Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой. Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже. Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать. Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.
Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека. Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки. Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.
Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией. Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек. Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации. Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых. Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.
Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной. Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино- и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял. Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью. Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая думать, дружить, строить общение в беседе, созидать, развиваться, ставить цели и достигать их… Смотрите сами, что происходит с человеком, если он подвержен влиянию СМИ и интернета.
Признаки клипового мышления
Если у человека есть ВЕСЬ набор приведенных ниже признаков, тогда можно сказать, что в его сознании преобладает клиповость и он уже не способен глубоко мыслить и анализировать. Наличие одного какого-то признака об этом еще не говорит. Итак, набор отличительных особенностей клипового (урезанного) сознания:
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
- Поспешность в выводах. Клиповость требует, если думать, то думать быстро. Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности.
- Языковой минимализм. Короткометражность присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объём напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное.
- Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т.п.) — всё это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире. И себя поэтому, он тоже не понимает. Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия.
- Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя воображение, логику, анализ и прочее… Поэтому
- Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак клипового мышления. К тому же количество картин жесткости и насилия ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяют человеку успевать посочувствовать жертвам трагедий. Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно более страшном горе).
- Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется. Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти хоть и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается. Для человеческой личности это очень страшно, так как личностью является такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт. А где же должен храниться этот опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с клиповым сознанием передаст своим детям?!
Поэтому педагоги всего мира забили тревогу. Современные ученики заметно отличаются от учеников десяти-пятнадцатилетней давности. Они быстро забывают то, чему их совсем недавно учили, плохо понимают чужие мысли, испытывают неимоверные трудности при написании изложения! В одном эксперименте ученикам старших классов предложили ответить на несколько элементарных вопросов из программы, которую они прошли в школе предыдущие годы. В результате выяснилось, что коэффициент усвоения знаний упал до 10%
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
К величайшему сожалению положительных признаков всего лишь два. Именно поэтому выше мы сравнили это мышление с мизинцем левой руки. Он, конечно, нужен, но, может ли чувствовать себя полноценным человек, у которого только одна левая рука с одним мизинцем? Конечно нет. Итак, функции этого «мизинца (урезанного мышления):
- Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой. Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию. Проще говоря, человек быстрее принимает решения. Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко. Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах. Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией. Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
- Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию. Это своеобразный очиститель памяти.
Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям. Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам.
Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной. Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!
Эпоха клипового мышления
Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников.
Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.
Особенности клипового мышления
Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно понимать и воспринимать мир оно не может.
Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое. Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго… Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным.
Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее.
Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?
- Старайтесь анализировать увиденное;
- Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
- Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
- Тренируйте память;
- Развивайте воображение.
- Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
- Смотрите комедии, драмы, научно-познавательные фильмы фильмы с глубоким смыслом.
Пример последствия зависимости от соцсетей
PS. О том к чему может привести клиповое сознание, которое развивается благодаря активному использованию соцсетей, уже неоднократно писалось в СМИ. И вот недавно произошедшая трагедия еще раз подтвердила этот печальный вывод. 14 ноября 2016 года в поселке Струги Красные Псковской области произошёл случай, наглядно свидетельствующий о взаимосвязи между нравственной деградацией и слишком активным использованием социальных сетей. Как вы помните, двое 15-летних подростков открыли огонь по полицейским из двухэтажного дома. По словам сотрудников Следственного комитета, Росгвардия штурмуя дом, в котором прятались подростки, нашла тела школьников с огнестрельными ранениями.