https://www.youtube.com/watch?v=3kYeIDmXVIc
От редакции. Представляем первую часть передачи, записанной на арабском вещании канала «Россия сегодня», посвящённую истории и политике Ватикана. В ходе беседы демонстрируются фотографии и редкие кадры хроники. Поскольку передача идёт на арабском языке, прилагаем подстрочный перевод.
Ведущий: В 1610 году папа римский Павел V основал Секретный архив Ватикана. Секретным он стал потому, что являлся частным архивом папы и был ограничен для посещений. Сейчас общая протяжённость стеллажей с документами составляет 85 км, 40 из которых, по непроверенным данным, это крупнейшее в мире собрание оккультной литературы. В 1881 году архив стали постепенно открывать для работы историкам. В 21 веке в Ватиканском секретном архиве ежегодно могут работать около 1500 ученых из всех стран мира. Однако, несмотря на такую явную публичность, из всех Ватиканских секретных архивов доступны только те, которые были собраны до февраля 1939 года. При этом, по мнению многих исследователей, именно документы начала двадцатого века охватывают тот период в истории католической церкви, который стал для неё поворотным моментом привёл ко многим переменам в деятельности Святого Престола перед началом Второй мировой войны.
Книг и исследований на данную тему на Западе было написано немало. В России признанным экспертом в этой области считается Ольга Четверикова, кандидат исторических наук, доцент, автор научных статей по особенностям политических и религиозных движений. Ольга Четверикова автор ряда книг, среди которых такие, как «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства», а также «Оборотни. Кто стоит за Ватиканом». Рассказывая о Ватикане, Ольга Четверикова уточняет, что «это и церковный институт и государственно-политическая структура. Папский престол обладает уникальной возможностью оказывать влияние и на глобальную политику и на религиозное сознание народов мира. Мощный аппарат управления, разветвлённая сеть католических организаций и применение скрытых механизмов манипулирования позволяет Ватикану активно проводить разведывательные операции, управлять финансовыми потоками и политическими процессами в тесной связке с мировыми правящими кругами».
Ведущий: Ольга Николаевна, здравствуйте!
О.Н.: Добрый день!
Ведущий: Спасибо, что нашли время с нами пообщаться. Меня поразил, если честно, Ваш фундаментальный труд, под названием «Оборотни или кто стоит за Ватиканом». Я даже не предполагал, что одна из важнейших мировых религий – католицизм, столь неоднозначна и таит в себе столько разных слоёв, условно говоря, что трудно даже выбрать, с чего начать беседу. Конечно, такую тему невозможно осветить всю в рамках телевизионного формата, поэтому давайте начнём с 20 века, когда к власти в Италии пришёл Бенито Муссолини, а в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Скажите, как католическая церковь и Ватикан относились к их авторитарным, жёстким, в какой-то степени даже ультранационалистическим режимам? Ведь они абсолютно противоречили духу христианства в Европе?
О.Н.: Надо сказать, что Ватикан, на протяжении всей своей истории, всегда очень эффективно приспосабливался к любой ситуации в мире. Будь то политической, будь то экономической или вообще к основным тенденциям мирового развития, которые существовали в определённый момент. Поэтому, естественно, и в этот период времени, который характеризовался установлением авторитарных режимов, фактически, по всей Европе, они искали подход. Укрепление таких политических режимов было обусловлено сменой курса в стратегии крупного бизнеса, который тоже очень эффективно сумел приспособиться к новым условиям. Поэтому и к фашистскому режиму в Италии, и к нацистскому в Германии Ватикану пришлось искать подход, так как было ясно, что другого выхода нет. И они этот подход нашли. Фактически, речь шла о том, что они согласовали с режимами свои усилия и свою политику и шли потом с ними в одном направлении.
Ведущий: Я правильно понимаю, что это согласование началось, с того, что Бенито Муссолини, мягко говоря, «подкупил» Ватикан, когда в феврале 1929 года подписал Соглашение между Италией и Святым престолом. В какой-то степени, этот документ означал возрождение католической церкви. Был признан суверенитет Папского престола над Ватиканом, они получили территории, получили имения, которые у них отобрали ранее, а затем и свою Конституцию. Это можно назвать успешным альянсом между церковью и этим жёстким, авторитарным фашистским режимом?
О.Н.: Да, это было взаимовыгодным соглашением. Дело в том, что задолго до этого, ещё в 8 веке, появилось государство под названием «Папская область». Оно образовалось при Папе Стефане II при помощи короля франков Пипина Короткого. Но, можно сказать, что эта помощь была оказана не просто так, а в обмен на услуги католической церкви. В середине восьмого века Папа подвергся опасности нашествия лангобардов, древнегерманского племени и его спас именно Пипин Короткий, Король франков. Но, дело в том, что Пипин Короткий пришёл к власти путём свержения самой первой французской династии – Меровингов. Основав свою собственную династию, Пипин понимал, что ему необходима легитимность, то есть освящение власти церковью. Поэтому между ними произошло такое соглашение. Папа Стефан Третий венчает на царствие Пипина Короткого, а тот берёт на себя защиту и оборону Святого Престола, и дарит католической церкви независимую территорию — Папскую область. С этого периода и начинается история Папского государства. В 1870-м году католическая церковь лишилась своего государства. Вплоть до двадцатых годов двадцатого века, святой престол существовал именно, как руководство церкви, а не как независимое территориальное образование. Поэтому, когда в условиях фашистского режима создалось благоприятное положение для возрождения государства, Папа Пий XI пошёл на это соглашение. Тем более, что Ватикан тогда очень нуждался в средствах. Это был 1929-й год — мировой экономический кризис. И, фактически, Муссолини пообещал им…
Ведущий: Миллиард семьсот марок, точнее лир, это неплохая сумма была…
О.Н.: … передать эти суммы, опять-таки, в обмен на лояльность. Даже не просто на лояльность, а в обмен на то, что католическая партия не будет активно действовать на политической арене и примет всё, что делает Муссолини в стране. При этом, со стороны Муссолини была ещё одна уступка. Католическая религия объявлялась государственной. После этого, естественно, Папа Римский должен был благословлять всё то, что инициировал Муссолини. Считается, что эта сделка, Соглашение 1929 года, фактически, положило начало новой эпохе в истории финансов Ватикана. Ватикан и до этого очень активно занимался финансовой деятельностью, но тогда его основные доходы пополнялись за счёт «лепты Святого Петра». Так называлась ежегодная обязательная дань в пользу Папы от разных католических организаций. Эти деньги использовались Церковью для того, чтобы вкладывать их в соответствующие проекты, либо в недвижимость и какие-то предприятия. Но во время кризиса средств становилось всё меньше и меньше. Поэтому, получив такую большую сумму, в результате сделки с Муссолини, Ватикан не только стал независимым «Государством Град Ватикан», он создал структуру под названием Специальная администрация Св.Престола. Но по сути это был финансовый институт. Поэтому возглавил его итальянский финансист Бернардино Ногара (Bernardino Nogara). И деньги Муссолини дали Ватикану возможность вкладываться в те проекты, которые могли бы тогда принести доходы
Ведущий: Банки в нашем современном, классическом смысле?
О.Н.: Конечно, да. Они появлялись в тех городах, которые находились на пути следования крестоносцев. Это Генуя, Венеция, Флоренция, область Ломбардия. Именно там начали формироваться банки и крупные торговые компании, которые потом и сделали этим города прославленными. Завершилось всё тем, что Генуя контролировала торговлю Западного Средиземноморья, а Венеция контролировала торговлю Восточного Средиземноморья. Когда в этих городах появлялись банки, их создатели использовали опыт того, что уже существовало, было накоплено. А банковский опыт, в первую очередь, был накоплен в Ордене Тамплиеров, который в свою очередь использовал методы и механизмы древних банков. Потому что считается, что именно Орден тамплиеров стал использовать…
Ведущий: С древних иудейских банков, Вы имеете в виду? А они эту систему взяли из Вавилона, когда были пленены?
О.Н.: Да совершенно верно. Надо сказать, что этот период Средневековья был очень богат на различные события, которые были связаны с построением финансовой системы. Почему мы всегда особо говорим о роли иудеев в этой системе? Потому что иудеи ещё в период Римской империи начали закладывать основы для своего доминирования в торговле и финансах в Европе. Они начали проникать сначала в Южную Европу, а затем пошли и дальше. И так получилось, что когда рухнула Римская империя, и начали образовываться германские государства, то в силу того, что они не имели никакого опыта государственного строительства, и не имели опыта организации экономической политики, оказалось, что только иудеи и могли им в этом помочь. Так как они доминировали тогда и потому стали носителями нового торгового и финансового порядка. То же самое было, когда образовывался Халифат. Это было примерно тогда же, когда образовывалась империя Карла Великого. В Халифате тоже ещё не было опыта государственного строительства, поэтому и там иудеи сыграли очень важную роль именно в формировании финансовой системы и системы управления. Они были советниками при халифе. И так получилось, что между христианским миром и арабским миром, которые враждовали между собой, находились, фактически, в состоянии войны, иудеи выступали в качестве посредников! Иудеям было разрешено находиться и там, и там, в качестве торговцев и финансистов.
Ведущий: И там, и там, иудеям разрешалось процент брать?
О.Н.: Совершенно верно.
Ведущий: И, в какой-то степени, иудеев считали таким полезным злом, к которому можно было обратиться в случае тяжёлых времен?
О.Н.: Да. Иудеи были полезны для «власть имущих» — для князей и королей. Между ними сложился такой союз, при котором иудеи, фактически, стали придворными банкирами, потому что больше денег неоткуда было брать. Это произошло в силу того, что христианская церковь запрещала христианам давать деньги в рост. Причём, процент считался самым страшным грехом. Даже более страшным, чем, например, грех прелюбодеяния. Почему? Потому что, когда человек даёт деньги в рост, он грешит постоянно. Он может спать, но процент-то идёт, он может путешествовать, а процент всё равно идёт. И был ещё один очень важный аспект. Процент рассматривался, как покушение на творение Божие. Потому что взятие процента было прочно связано со временем, а время – это божественное установление. То есть, человек входил в ту сферу, которая ему не подвластна. Вот почему в христианстве был на этот счёт очень жёсткие ограничения. И поскольку христиане не могли заниматься ростовщичеством, а иудеи могли, европейские князья использовали эту возможность. И для них это было благо, а вред наносился местному населению, с которого эти деньги тянули. Населению предоставляли кредиты и люди оказывались в долговой зависимости. Всё это заканчивалось следующим образом. Например, сын Карла Великого – Людовик Благочестивый или Красивый, по второму определению, разрешил иудеям вести работорговлю, в том числе христианами, при условии не продавать их иудеям. Но самое интересное, что Людовик вошёл в долю этой торговли, потому что получал за это определённые суммы. И ещё очень интересная деталь, такой факт. Именно при Людовике Благочестивом торговый день в королевстве был перенесён с субботы на воскресенье. А ведь воскресенье в христианстве – выходной день, запрещалось торговать, это был день церковной службы. Однако, в угоду иудеям, у которых выходной день – суббота, день торговли был перенесён. Так что, такие вещи были нормой. Нормой уже тогда! И получалось так, что, фактически, с 8 века по 11 век, наверное, даже с 7 века, иудеи доминировали в мировой торговле, доминировали в мировых финансах. То есть, это, действительно, была реальная сила. Вплоть до того, что даже международное торговое право, базировалось на древнееврейском языке. И когда начались крестовые походы, когда в Европу хлынуло мощные богатства, стало ясно, что это богатство может очень быстро уйти опять-таки к иудейским общинам. Именно в этот момент церковным руководством и было принято решение приступить к изменению канонического права. Богатым католикам, католическим семьям разрешили заниматься бизнесом, чтобы составить не просто конкуренцию, а, фактически, оттеснить иудеев из финансово-торговой системы. Но самое интересное вот в чём. Если мы будем рассматривать родословные этих семей, то увидим интересную вещь, что всё-таки большинство финансистов-католиков из той же Венеции, Генуи, были людьми, имевшими иудейское происхождение! Это была первая волна выходцев из Испании, ушедших оттуда ещё до того, помните, когда началось изгнание иудеев.
Ведущий: При королеве Изабелле и короле Фердинанде II.
О.Н.: После их «Эдикта об изгнании». Иудеи ушли на Север Европы, в Нидерланды, в Италию… Хотя, на самом деле, исход иудеев в Италию был ещё и до этого периода. Они принимали католичество, и в силу того, что у них был богатейший опыт в финансовой деятельности, они очень быстро смогли выстроить своё дело в нужном им направлении. В частности, считается, что иудейского происхождения было семейство Медичи. Вот так если дальше рассматривать вопрос, можно много интересного найти. Так стала складываться финансовая система католицизма, основные принципы которой заложил Орден Тамплиеров. Например, торговля ценными бумагами…
Ведущий: Векселями!
О.Н.: … именно векселями. Самое главное, что финансовые практики, введенные тамплиерами в Средневековье, воспроизводились потом в других странах, при других правителях. Кстати говоря, мы знаем, что Орден Тамплиеров был запрещён, и считается, что одними из главных сторонников такого запрета были как раз финансисты венецианских банков. Потому что после того, как тамплиеры были ликвидированы, их место в качестве главных советников при французских королях, стали занимать, как раз венецианские банкиры.
Ведущий: Давайте тогда обратимся к 20 веку. В 30-40-е годы прошлого столетия, при Ватикане, через посредников и советников стала зарождаться новая финансовая система, которая вполне укладывалась в систему нового мирового порядка 20 века. Финансового порядка. И, я так понимаю, это происходило даже несмотря на то, что эти корпоративные государства вели откровенно человеконенавистническую политику, которая была, во многом даже расистской, так? Ведь в 1935-м году Ватикан закрыл глаза на вторжение Италии в Эфиопию. Были и другие факты. Я правильно понимаю? С их стороны ведь было такое негласное корпоративное согласие. По принципу: «Мы ведём свой бизнес, имеем своё хозяйство. Вы нас не трогайте, а мы вас ни в чём не осуждаем». Я правильно понимаю?
О.Н.: Да, Вы знаете, это был, фактически, союз. Союз между верхушкой Ватикана и крупными финансовыми семьями, крупным бизнесом Италии. Поэтому, как пишут исследователи, не было, фактически, ни одного предприятия и ни одной отрасли, где не были бы задействованы финансы Ватикана. В виде акций или в другой форме. Поэтому, естественно, они внедрялись и в военные предприятия. Считается, что одной из причин того, что Ватикан, фактически, поддержал вторжение Италии, была как раз их заинтересованность в военном бизнесе.
Ведущий: А! То есть, там даже военное лобби было своё?
О.Н.: Да. Фактически, по сути так и было. Раз финансы Ватикана играли такую роль. Но надо сказать, что Бернардино Ногара, который был главным финансистом…
Ведущий: А как юридически был связан с Ватиканом Ногара?
О.Н.: Как я уже говорила, он возглавил Специальную администрацию Св.Престола, который фактически предшествовал Банку Ватикана. И надо сказать, что Ногара согласился управлять финансами Ватикана при условии, что ему будет дана полная свобода действий, не будет никаких ограничений. И понтифик пошёл на это, именно для того, чтобы прочно укрепить свою финансовую базу. Бернардино Ногара действовал, как светский финансист, абсолютно не ограничивая себя какими-либо христианскими нормами. Примерно раз в 10 дней, ему предоставлял аудиенцию папа римский и они лично обсуждали финансовые дела. Поэтому при таких условиях ведения дел, действительно, можно сказать, что Ватикан вёл себя, как светское государство, фактически, ведя двойную игру.
Ведущий: Вы предвосхитили этим ответом мой вопрос. Я хотел спросить, действительно ли можно считать, что в тот период, Ватикан был обычным светским государством, у которого от религии осталась лишь атрибутика, вывеска и всё?
О.Н.: Понимаете, вот в этом главная тайна, в этом главное противоречие, и самое важное, в этом и главная сила Ватикана. Я имею в виду, что его сила в том, что он является «Двуликим Янусом». И поэтому, когда мы говорим о Ватикане, как о католической церкви, то должны соответствующе относиться к нему. А когда мы говорим о Ватикане, как о государстве, то видим, что он представляет собой совершенно иную картину, несовместимую с церковными принципами. И вот тут возникает ещё одна очень интересная вещь. Ведя свою деятельность, как светское государство, Святой Престол использует и все возможности католической церкви! То есть, все католические общины, католические ордена и различного рода католические организации являются для Св.Престола и мощным щитом, и одновременно инструментом для реализации чисто светских интересов.
Ведущий: Ольга Николаевна, у нас состоялась очень интересная беседа, очень благодарен Вам за эту встречу. Надеюсь, мы продолжим нашу беседу.
О.Н.: Спасибо и Вам, до свидания.