Положено начало движению против внедрения в России «электронной школы»

              Дорогие родители! Положено начало движению против внедрения в России «электронной школы».

        31 мая в Общественной палате прошло заседание экспертного Cовета при уполномоченном при президенте по правам ребёнка, на котором  присутствовало много экспертов — врачей, специалистов в области гигиены детей и подростков, психологов, заслуженных педагогов, юристов. И ВСЕ они были единодушны в том, что электронные устройства наносят серьёзный вред здоровью, психике человека, особенно ребенка, и негативно влияют на развитие мозга. Поэтому «электронная школа» — это реальная угроза для подрастающего поколения и массовое её насаждение со стороны государства совершенно недопустимо. 
      Публикуем краткий отчёт о заседании, сделанный редакцией журнала «Столичное образование». В дальнейшем мы поместим видео с выступлениями участников.
     БУДЕМ ИНФОРМИРОВАТЬ РОДИТЕЛЬСКУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЯХ. 

                                                                       ЧТО ЭТО БУДЕТ — МЭШ ИЛИ ТРЭШ ?

    Слову «трэш» авторы дают разное толкование — это и отрицание существующих в обществе норм поведения, морали, стиля… Но чаще всего с английского языка это слово переводится как – хлам, мусор, бардак.

      В Общественной палате РФ состоялось расширенное заседание рабочих групп Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка на тему: «О необходимости обеспечения информационной безопасности и снижения рисков экранной зависимости детей». Тема архиактуальная — особенно для Московского региона, где дети большую часть времени проводят у мониторов компьютеров и повально увлечены гаджетами. Многие родители даже не подозревают, что сами вкладывают в руку ребёнка    бомбу замедленного действия.
Открывая мероприятие, председатель Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка Андрей Коченов отметил,что в школах внедряют новые цифровые проекты, которые не прошли серьёзных исследований и тема информационной безопасности детства на сегодня является ключевой.

     По приглашению рабочей группы,в заседании принял участие авторитетный эксперт мирового уровня — британский биолог и психолог, автор множества исследований, в том числе и о влиянии социальных сетей, Фото Столичное Образование Журнал.экранных устройств на здоровье человека, Арик Сигман. Он познакомил присутствующих с результатами исследований учёных Европы и США по использованию электронных гаджетов. Среди последствий злоупотребления экранным временем Арик Сигман назвал ожирение и развитие онкологических заболеваний, депрессию, тревожность, снижение навыков межличностной коммуникации и плохую успеваемость. Все исследования и рекомендации опираются на факты. Мы приведем лишь некоторые из них.
Подросткам рекомендуется проводить за экранами в день не более двух часов сверх времени, затраченного на выполнение домашних заданий. Это не стоит воспринимать буквально — в один день это может быть четыре часа, в другой — ноль, но, если в среднем в течение года придерживаться определенной нормы экранного времени, многих проблем можно избежать.
Фото Столичное Образование Журнал. Арик Сигман разъясняет, что вред не только в пассивном времяпрепровождении. Одно дело – читать книгу. Другое — сидеть у экрана, на котором происходит динамичная клиповая нарезка. Длительное неподвижное нахождение детей у экранов с просмотром контента, который излишне возбуждает нервную систему, провоцирует биохимические процессы в организме, негативно влияющие на клетки и артерии. Негативный пример – яркие, с быстрой сменой сюжета мультики – их просмотр категорически не рекомендован для детей младшего возраста. А вот истории с медленным повествованием смотреть, в контролируемом количестве, можно, но только после 3 лет. До этого возраста мозг формируется на 80% и ребёнок должен контактировать с реальным миром – родителями и физическими объектами.
Рекомендуется выключать гаджеты минимум за час до отхода ко сну, а также убирать все экранные устройства из спальни ребенка. Это позитивно повлияет на качество сна. До 5-лет нужно сводить взаимодействие с гаджетами к минимуму. В более старшем возрасте — ограничивать разумным количеством часов в день. Рост числа сердечно- сосудистых заболеваний, онкологии, всё это результат чрезмерного общения с гаджетами. Особую опасность представляет развитие экранной зависимости. Дофамин выделяется мозгом в тех же количествах, что и при наркотической и алкогольной зависимости.
Мир столкнулся с первым поколением людей, которые растут с гаджетами. Всемирная организация здравоохранения фиксирует проблемы со здоровьем у таких детей во многих странах из-за чрезмерного использования экранных устройств. Определенные зоны головного мозга у детей, значительно злоупотребляющих времяпрепровождением у экранов и гаджетов, подвержены серьезным структурным изменениям. Это не вопрос культуры — это уже медицинская проблема.
Также, как показывают результаты исследования, проведённого в студенческой среде, увлечение компьютерными технологиями в школе не всегда приводит к ожидаемым хорошим результатам. Группы студентов, обучение которых велось с использованием планшетов, имеют успеваемость на 18 процентов ниже тех, кто обучался без гаджетов. Те учащиеся, кто ведет записи от руки, не только лучше воспроизводят информацию, но и демонстрируют лучшее понимание темы.
Родители должны знать, что регулярное применение гаджетов (свыше 2-х часов в день) может значительно снизить качество обучения.
Пока не выработаны общие требования к использованию экранных устройств, дети будут находится в зоне медицинского риска. В современной действительности отказаться полностью от гаджетов невозможно, речь идет о разумном потреблении цифрового контента.

    Фото Столичное Образование Журнал.Неравнодушные родители приняли участие в заседании – они негативно относятся к программе МЭШ и на это есть свои веские причины. Сотрудник НИИ механики МГУ и мех-мата МГУ, отец двух сыновей, член управляющего совета ГБОУ №1498 Андрей Хохлов сказал:
«Арик Сигман в своём выступлении отметил, что правительство должно настойчиво рекомендовать родителям уменьшить экранное время, которое проводят их дети у компьютеров. А что происходит у нас ? Правительство напротив кричит о цифровой школе. Я как учёный и представитель точных наук против того, чтобы главным в направлении страны называли цифровую школу или цифровую экономику и не обязан подчиняться полуграмотным чиновникам в этом вопросе.
В науке куда большую роль играют другие направления – это материаловедение, биология, химия, медицина, физика, конструкторская и инженерная деятельность. Именно они создают будущее нашей  страны.
Считаю, что в Москве происходит насильственное внедрение МЭШ. Тут были разговоры о том, что есть программа этого проекта – но попробуйте её найти в Интернете. Её просто нет. А, ведь, это проект масштаба всей Москвы, в который в ближайшие три года (только на закупку техники) планируется потратить 15 миллиардов рублей ! Не было никакой проработки проекта МЭШ с независимыми экспертами, не было никакого общественного обсуждения с москвичами… Вместо этого — кучка пэтэушников, назначенных Департаментом образования директорами школ, разрабатывают «Стратегию 2025». Сколько уже подобных «стратегий» было ! Но когда они заканчиваются, почему-то никто не вспоминает о результатах предыдущих стратегий.
Проблема ещё в том, что директора московских школ в большинстве своём имеют узкое образование, к примеру, историческое, но, тем не менее, считают себя специалистами во всех областях и поэтому по всем вопросам навязывают свою позицию родителям. Причём делают это часто в агрессивной форме. Доводы родителей о вреде МЭШ никто не хочет слушать».
«При реализации общегородских программ, таких как МЭШ, необходимо учитывать мнение экспертов – учёных, врачей, педагогов» — подытожил Андрей Хохлов.

     «Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами — это прописано в Семейном кодексе» — напомнила присутствующим юрист Елена Чекан. — Но мнение родителей вообще никто не спросил. Поставили перед фактом — будет МЭШ и пошли эксперименты над детьми. Наших детей Департамент образования превращает в подопытных мышей…Если чиновники ДОгМ немножко подзабыли, то хочется им напомнить,что живут они на деньги налогоплательщиков. Нельзя забывать,что именно заявитель как родитель выбирает форму предоставления услуги. Причём электронная форма является дополнительной… Однако Департамент образования мнение родительской общественности откровенно игнорирует. На законодательство, простите за выражение, плюёт. На здоровье детей не хочет обращать внимания».

   На мероприятии были и сторонники МЭШ, но они предпочли отмолчаться. Так, например, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара Надежда Куранина не только не приняла участия в дискуссии, но и ретировалась с заседания. Молодые директора столичных образовательных учреждений предпочитают показывать себя во всей красе на записи передачи «ВЫЗОВ: азарт и опыт», которую они, похоже, снимают для Исаака Калины.

    То, что МЭШ внедряется в столичных школах без масштабного проведения исследований о влиянии Фото Столичное Образование Журнал.электронной формы обучения на здоровье школьников, вызывает тревогу в обществе. Среди противников электронного обучения эксперт, доцент МГИМО Ольга Четверикова. Журналисты «Столичного образования» узнали её мнение. Говоря о необходимости обеспечения информационной безопасности Ольга Четверикова сказала: «Проект МЭШ является проектом экспериментальным, неапробированным, представляющим угрозу для психического и физического здоровья детей. Никто не знает, какие в реальности цели он преследует. По результатам проведённого в 8 пилотных школах Москвы в 2017 году электронного обучения не было сделано никаких заключений специалистов. То есть безопасность и эффективность МЭШ совершенно не подтверждены ни экспертами, ни каким-либо документами и исследованиями. В силу того, что внедрение МЭШ представляет серьёзную опасность для психического и физического здоровья детей, наносит удар по всей классической системе образования и делает невозможным формирование высоконравственной и образованной личности, её внедрение категорически НЕДОПУСТИМО !
В марте 2018 года Исаак Калина торжественно заявил о необходимости ликвидации ЕГЭ, однако за этим долгожданным со стороны общественности решением оказалось скрыто намерение приступить к тотальной ликвидации традиционного образования. Речь идёт об отмене каких-либо выпускных экзаменов по окончанию школы, вместо которых должна быть введена электронная биография ученика, которая будет собирать и хранить данные о его достижениях на протяжении всего периода обучения. По словам Исаака Калины, «в случае объединения всех современных технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Уже через несколько лет не будет никаких технических препятствий для завершения школьного образования подобным образом. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии». Всё в соответствии с форсайт-проектом «Образование 2030».
«Электронная биография» или «электронное портфолио» – это другое название «индивидуального профиля компетенций» для обеспечения «персональной траектории развития», внедряемых трансгуманистами из АСИ. Очевидно, что это цифровое досье в дальнейшем привяжут к «сквозному идентификатору» (личному номеру гражданина), который станет ключом к сведениям в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). С окончанием школы электронную биографию человека никто закрывать не будет, и тотальный контроль и отслеживание любых карьерных, образовательных изменений продолжится до конца жизни. По сути, Исаак Калина говорит об открытии на каждого юного россиянина электронного личного досье, содержимое которого (оценки, личные характеристики, семейное положение) и определит его социальную роль в государстве.
Академик Георгий Фурсей по этому поводу заявил: «Предложение Калины — это настоящее безумие и преступление против народа. Он хочет заменить образование страшной фискальной системой, что гораздо страшнее ЕГЭ. Экзамен — это ведь не только повторение и закрепление материала, но и очень эффективный инструмент обучения. Это часть большой, творческой работы над собой, умения правильно формулировать мысли, делать выводы, общения с коллегами, преподавателями, учебниками».
В случае реализации этого решения, система передачи фундаментальных знаний будет полностью ликвидирована. Качество знаний заменят навыки и компетенции, которые будут оцениваться исходя из активности на уроках, среднего уровня успеваемости, участия в различных проектах, дополнительных курсах, кружках, отсутствие конфликтности с администрацией школы, общих замечаний по поведению, конформизма и готовности к быстрому переобучению по системе модулей, которые должны заменить традиционные школьные предметы. Именно это готовит Департамент образования Москвы в рамках обнародованной недавно «Стратегии развития московского образования до 2025 года».
Школа является образовательным, а не развлекательным центром сферы услуг, она представляет собой устой традиционной культуры, который занимается образованием, то есть не только дает знания, но и нравственно воспитывает детей. И превращать школу в полигон для постоянного проведения «реформ» преступно».

      По итогам работы заседания были составлены рекомендации для государственных и правительственных организаций, среди которых были предложения для ГОСДУМЫ РФ:
— Провести парламентские слушания на тему: » Внедрение в Российской Федерации электронной школы по модели МЭШ: перспективы, проблемы, риски».
— Разработать и вынести на общественное обсуждение законопроект о гарантировании существования в Российской Федерации школ с традиционным обучением, наряду со школами с частичным или полным комплексом ЭШ.
— Принять регламентирующий правовой акт по внедрению системы охраны здоровья обучающихся в Электронной Школе, с соблюдением процедуры заблаговременного оповещения родительской общественности и всех участников образовательных отношений не менее чем за 6 месяцев до начала реорганизации традиционной школы в ЭШ на территории РФ…
Для ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ:
— Разработать Стратегию охраны здоровья обучающихся в Электронной Школе.
— Обеспечить добровольность перехода учеников, учебных классов и образовательных организаций на ЭШ.
— Учитывать при формировании государственного задания на ЭШ для образовательных организаций необходимость внедрения и проведения полного комплекса мероприятий по охране здоровья обучающихся в ЭШ…
Для МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ:
— Поддержать инициативу о проведении масштабного исследования по вопросам информатизации и цифровизации дошкольного и школьного образования. Создать условия для повышения квалификации работников системы образования по заявленной тематике.
— В связи с тем, что проект МЭШ носит пилотный характер и будет применён в будущем во всех регионах РФ как Электронная Школа, инициировать широкое обсуждение внедрения МЭШ в Российской Федерации.
— Разработать соответствующие расширенные СанПиНы для ЭШ, которые нормативно сведут к минимуму возможные риски. До принятия необходимых СанПиНов считать проекты ЭШ в РФ экспериментальными, а участие в нём детей разрешить по добровольному согласию родителей…
Для ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ:
— Провести экспертизы образовательной технологии МЭШ с привлечением «Научного центра здоровья детей» РАМН и ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г.Москве»: краткосрочную ( цикл — 1-2 года), долгосрочную ( цикл образования 10-11 лет).
— Ознакомить родительскую общественность с техническими регламентами всего оборудования проекта МЭШ, используемого в учебных классах.
— Ознакомить родительскую общественность с санитарно-гигиеническим обоснованием реализации проекта МЭШ.
— Организовать публичные слушания ( общественные обсуждения, круглые столы) по проекту МЭШ с привлечением широкой родительской общественности и экспертного сообщества, в возможно кратчайшие сроки.
— Предоставить родительской общественности информацию о полной стоимости проекта МЭШ, в том числе, в расчёте на одно рабочее место учителя ( себестоимость системы МЭШ из расчёта на один учебный класс).
— Разъяснить родительской общественности, почему использование МЭШ не апробировано на экспериментальных группах детей в течении 5-10 лет, не исследованы возможные риски, почему проект внедряется без научного, педагогического обоснования.
— Предоставить информацию о педагогической эффективности использования МЭШ, эффективности усвоения необходимого объёма информации учащимися в сравнении с традиционными методиками обучения ( без использования МЭШ), предоставить анализ эффективности затраченных денежных ресурсов, с точки зрения ожидания результата.
— Организовать и провести общегородское голосование родительской общественности по внедрению МЭШ.