Публикуем выступление юриста Чекан Елены Викторовны на заседании экспертного Совета по правам ребёнка при Президенте РФ, посвящённого теме «Цифрофизация образования», прошедшем 31 мая 2018 г.
Согласно законодательства РФ — родитель, является законным представителем ребёнка и представляет его интересы в школе, суде и т.д. без доверенности и любого иного документа. Соответственно именно у родителя превосходство (и обязанность) в воспитании ребенка, учебном процессе и жизни в целом.
В частности:
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
- Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей
Об этом же сказано и в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона:
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями. В Комментариях к ст. 43 Конституции РФ:
Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты).
Однако, отстранив родителей от данного проекта и поставив перед фактом о введении электронной школы, департамент образования г. Москвы тем самым проигнорировал преимущественные права родителей на воспитание (обучение) детей и лишил их (родителей) права выбора на традиционную форму обучения.
Хотя, 26 мая 21018 г. президент РФ Владимир Путин на встрече с членами нового кабмина, заявил:
«Правительство, министерства должны быть настроены на максимальную открытость, на постоянный диалог с людьми, объяснять все свои действия, в этом в значительной степени залог успеха действий правительства. Нужно вовлекать как можно больше граждан в реализацию задач развития, укреплять их стремление вместе добиваться нужных нам целей», — подчеркнул российский лидер. https://lenta.ru/news/2018/05/26/controll/
Более того, ввод МЭШ лишает людей права выбора формы предоставления государственных услуг в сфере образования, что нарушает п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гражданин выбирает форму получения государственной услуги, при этом электронная форма предоставления государственной услуги является дополнительной, а не электронная (иная) – базовой.
Ст. 5 данного Закона гласит:
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право:
- на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
- на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
- на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
И данный выбор образовательные организации обязаны предоставить родителям (как заявителям услуг), в соответствии с п. 2 ст. 6 № 210-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», т.к. организация оказывающая государственные и муниципальные услуги, обязана оказывать услуги как в электронной форме, так и в иных формах, по выбору заявителя:
2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
Если субъект персональных данных или его законный представитель не подписывает согласие на обработку персональных данных автоматизированным способом, организация должна обрабатывать сведения в пределах установленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.08 г. № 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации
Подписание согласия на обработку персональных данных – это право каждого человека, а не обязанность, поэтому автоматизированная обработка персональных данных, возможна лишь строго с согласия заявителя, как того требует ст. 9 ФЗ-№152 «О персональных данных»: «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе…»
Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» применяется для предоставления гражданам государственных услуг исключительно в электронной форме и только с их согласия.
В частности, в решении Верховного суда от 29.05.2012г. № АКПИ12-645 разъясняется:
«граждане вправе обратиться за получением государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по их выбору, а органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны обеспечить такую возможность (пункт 3 статьи 5; пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ).
Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных от 28.08.1981 г. в п. 1 требует, чтобы «все персональные данные, проходящие автоматическую обработку, должны быть получены добросовестным и законным образом; запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта ПД и каким-либо образом затрагивающих права и законные интересы субъекта ПД.
В случае с МЭШ ни о какой добросовестности и законе говорить не приходится. Со стороны руководства департамента образования г. Москвы мы видим факт попирания действующего законодательства РФ и полное игнорирование мнения Президента РФ Путина В.В. изложенного помощником Президента РФ – начальником Управления Л. Брычевой № А6-5195 от 04.06.2014:
«…любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы»… |
Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23.04.2014 № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.
Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ: «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному документообороту. Это неоднократно подтверждает судебная практика. Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.09.2012 № АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»:
- Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
Обязательное получение согласия на обработку персональных данных при получении образования противоречит Конституции РФ, статья 43 которой гарантирует гражданам право на образование без каких-либо условий.
В соответствии со статьями 2, 15, 18 Конституции РФ права и свободы человека, являющиеся высшей ценностью, действуют непосредственно, а Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантии получения образования гражданами Российской Федерации не обусловлены обязательным условием дачи согласия на обработку персональных данных.
Получение согласия на обработку персональных данных нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Автоматизированная обработка ПД подразумевает обезличивание субъекта персональных данных, что вступает в противоречие со: ст. ст. 17, 18 Конституции РФ, п.1 ст. 19, 150, 151 ГК РФ «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию…, а также отчество».
П.5 ст. 19 ГК РФ гласит: «При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда».
Согласно п.п.1, 2 ст. 21 Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления», «Никто не должен подвергаться … насилию, … или унижающему человеческое достоинство обращению…», а также вступает в противоречие со: ст.ст. 17,18 Конституции РФ, п.1 ст.19 ГК РФ «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию…, а также отчество».
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в РФ» ч. 1 ст. 3 говорит о том, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; приоритета прав и свобод человека…».
В соответствии с ч. 4 ст. 4 данного закона «основными задачами правового регулирования в сфере образования являются обеспечение и защита конституционного прав граждан РФ на образование».
В Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. Президента РФ В.В. Путина сказано: «Конституция соединила два базовых приоритета — высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, — подчеркнув их взаимную обязанность — уважать и защищать друг друга. Убежден, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы».
Как мы видим из анализа действующего законодательства РФ, в соответствии со ст. 9 №152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, а т.ж. граждане РФ имеют право на выбор получения образовательной услуги традиционным способом в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В случае же с электронной школой происходит явная дискриминация прав граждан РФ, отказывающихся от автоматизированной обработки персональных данных по сравнению с другими гражданами РФ.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ч. 1, ч. 2 ст. 43, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности образования — обязаны сохранять равный доступ для всех желающих получить такое образование.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
МЭШ полностью нарушает равенство на получение образования.
Хотя согласно пункту 3 статьи 13 №152-ФЗ «О персональных данных»: права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
Обращаем Ваше внимание, что согласие на ведение электронных карт в образовании, электронного журнала, электронного дневника, согласие на обработку персональных данных — является добровольным волеизъявлением каждого человека, навязывать использование электронных услуг, никто не в праве.
Электронный журнал/дневник, карта прохода-питание— это дополнительные услуги, ее приобретение и использование регулируются договором с оператором, предоставляемым данную услугу. Заключение договора оказания информационных услуг (а как правило именно такой договор предлагают заключить большинство операторов школьных карт), осуществляться только на добровольной основе в силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
Навязывание услуг, является прямым нарушением закрепленного в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ права каждого на общедоступное и бесплатное основное общее образование. Это право не ставится под условием наличия или отсутствием у ребенка электронной карты, электронного дневника и электронных журналов успеваемости.
Последующие ссылки на: Постановления, Устав, приказы, распоряжения и иные ведомственные/локальные документы в качестве обязательного условия на предоставления согласия на обработку персональных данных обучающегося и возможного ведения электронного документооборота — не подходит к данной ситуации, так как вступает в прямое противоречие не только ст. ст. 9, 16 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных», ст. ст. 12, 15, 19, 150, 151 ГК РФ, но и со ст. ст. 24, 28, 29, 38, 39, 43 Конституции РФ, а также с Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без средств автоматизации» утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687.
Согласно ст.55 Конституции РФ приказы, распоряжения, постановления и т.д.
не могут ограничить права граждан РФ |
Более того, не подлежат ограничению права и свободы граждан РФ даже в ЧП, предусмотренные ст.ст.: 20, 21, 23 (части 1), 24, 28, 34 (части 1), 40 (части 1), 46 — 54 Конституции РФ.
Согласно п.1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Что и подтвердил Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении 16.08.2017, призвав не ставить ведомственные нормы выше закона: «….Это практика НКВД. Точно-точно. Раньше так и было. Ведомственные инструкции ставились выше закона. Слава Богу, мы прекратили, я надеюсь, такую практику», это было во времена сталинского НКВД…» http://www.interfax.ru/russia/575075
Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных от 28.08.1981 г. в п. 1 требует, чтобы «все персональные данные, проходящие автоматическую обработку, должны быть получены добросовестным и законным образом; запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта ПД и каким-либо образом затрагивающих права и законные интересы субъекта ПД.
Порядок оказания несовершеннолетним услуг в сфере образования предусматривает технологию обработки персональных данных исключительно средствами автоматизированной информационной системы и принятие решения об оказании детям образовательных услуг, а также результат их оказания принимаются на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных, что порождает юридические последствия для несовершеннолетних (как обучающихся) и затрагивает их права и законные интересы, что запрещено п. 1 ст.16 от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В силу п. 1 ст. 16 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. |
Согласно ч. 2 указанной статьи решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.
Согласно Приказу Министерства и науки РФ «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.01.2014 № 32, для приема в школу родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в учебное заведение, к заявлению о зачислении дополнительно предъявляют:
- оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя;
- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
п. 10. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы;
п. 12. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в школу не допускается.
Приказ Министерства и науки РФ от 22.01.2014 г. «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 32 дает конкретный список запрашиваемых школой документов, куда не входит: согласие на автоматизированную ОПД, регистрация на портале Госуслуг, предоставление СНИЛ, ИНН, Полис ОМС, справка о составе семьи и т.д. — являются излишними, а и их требование — незаконным. |
По инициативе Общественных организаций и родительских советов, Генеральной прокуратурой РФ были проведены проверки деятельности Министерства и Департаментов образования и со слов Генпрокурора Устинова В.В. были выявлены случаи, когда чиновники продавали информацию из региональных баз персональных данных детей и родителей, получая по 80 и более тысяч долларов. После создания этих баз данных изменилась статистика без вести пропавших детей. Число пропавших детей увеличилось в 3 раза, причём начали пропадать дети не только из группы риска, которые раньше убегали из дома, а из благополучных семей. В.В. Устинов заявил:
«…нередко чиновники торгуют персональными данными россиян. Не хочу никого пугать, но если список ведомств, имеющих доступ к личным делам учащихся, увеличится, в чрезвычайных ситуациях и простым гражданам, и правоохранительным органам трудно будет искать источники утечек информации. Попробуй найди виновного, если за хранение конфиденциальных данных отвечают не две-три службы, а десятки. Минобрнауки России создает видимость работы… и совершенно не думает о последствиях».
http://maxpark.com/community/5652/content/3432014 .
Никто не может гарантировать порядочность каждого специалиста, имеющего доступ к персональным данным ребенка, что за денежное вознаграждение сотрудник не продаст данные коммерческим структурам заинтересованным в базе данных (как например база ФСКН, которая продавалась на Митинском рынке) или «социально ориентированным» НКО, сотрудничающим с западными агентствами по торговле детьми и «черными трансплантологами», что и подтвердил своим ответом 12 апреля 2017 года в Общественной палате РФ Качанов Олег Юрьевич директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ
https://ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/the_accounting_system_is_contingent_the_public_chamber/
Проект «МЭШ» следует рассматривать как диверсию против российского образования и преступление против наших детей. Нельзя издеваться над психологическим и физическим здоровьем детей» Единственное верное требование – это полностью запретить «Московскую электронную школу».
Согласно п. 9 ст. 13 ФЗ об образовании говорится:
- Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
И никаких альтернатив запрету «МЭШ» быть не может.