Е.А.Авдеенко. Тема «Каин» в современном мире. Дух «хамства»

      После Потопа и жертвоприношения, которое совершил Ной, Бог открыл Ною, что Творец – изначально в Завете со своим творением, даже со всякой плотью, какая есть на земле, и самой землею (Быт. 9:12, 13); это «Завет – вечный» (Быт. 9:16). Бог показал Ною радугу как символ Своего грядущего воплощения. Радуга есть свет конечного очертания… «Радуга Моя в облаке», – сказал Господь трижды (Быт. 9:13, 14, 16). Радуга есть образ Бога во плоти – сформированный  и дифференцированный свет, как бы уплотнение света в облаке жизни между небом и землей. Радуга – это обещание Нового Завета. В Завете с Ноем не человек в Духе пророчествовал, Сам Бог сказал о Своем воплощении и вечной жизни для человека.

     Это – то (в грядущем Завете – Новом), что от Бога. А каков человек – ветхозаветный, что это за человечество, к которому Бог обещал прийти во плоти? Прежде, чем заключить Завет с Ноем, Бог изъяснил, что есть современное, послепотопное, человечество и зло, ему присущее:

     И сказал Господь в сердце Своем… расположение[1] сердца человека – злое от юности его.

                  Быт. 8:21

    Как это происходило сразу после Потопа, о чем сказал Господь, что «расположение сердца человека злое»? В целом человечества – вновь, как в семье Адама – произошел раскол. Вновь, и быстро, и в одной семье началось деление на Церковь и нецерковное общество. Началось с утраты сыновства, закончилось всемирной цивилизацией.

*

      Сын Ноя – Хам; имя его – нарицательное. Именно через Хама начался – и его именем должен быть обозначен – процесс созидания нецерковного общества, которое пожелало поставить себя в центр земли – цивилизации «Вавилон».

        И были сыны Ноя, вышедшие из ковчега, Сим, Хам, Иафет. И Хам – он отец Ханаана.

       Трое эти – сыны Ноя; и от них рассеялась вся земля.  

                 Быт. 9:18, 19

      Последнее LXX поняли: «от них рассеялись [народы] по всей земле». «Рассеяние народов по всей земле» произойдет как следствие строительства Вавилонской башни (см. Быт. 11:8). Однако до Вавилонской башни Писание упоминает о рассеянии народов и в связи с рассеянием народов повествует о Хаме. История Хама – это, скорее, пролог к «Вавилону».

    «Хам» есть начало, а «Вавилон» – окончательная утрата сынами Божьими своего сыновства. Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.

       Утрата сыновства была не единичным событием, но историческим процессом, который пошел от Хама. «Хамство» есть первый шаг к «Вавилону». Без «Хама» нет «Вавилона».

*

         Важно знать, что праотец Ной тоже проходил испытание сыновства. В жизни Ноя испытание сыновства было одним из самых серьезных. Ной проходил это испытание, когда ковчег опускался к земле и обитатели ковчега переживали свое вхождение в обновленный мир. Ной не мог не задуматься, кто он есть. Ной стал отец всех людей. «Новый Адам!», «Новая жизнь!», «Все сначала!», «Новый человек на обновленной земле!», «Мы новый мир построим!» – вот мысли, на которые Ной не подвигнулся. Это каиниты легко начинают жить от себя на «новой земле» и мечтают о «новом человеке». Ной остался сыном Божиим. Сыны Божии ведут свое родословие от Адама и знают о первородном грехе, который идет от Адама. Ной подтвердил это знание, когда сразу после Потопа принес особую жертву Богу – целую и неразделяемую, «всеприношение» (олá) – все Богу и все от Бога (см. Быт. 8:20). Жертва, если она приносится целиком, указывает на Голгофу, когда Бог Сын целиком принес Себя в жертву.

     Люди после Потопа опять начнут строить «цивилизацию», Ной – нет. Ной, великий строитель, если что и построил после ковчега, то жертвенник (Быт. 8:20). Ной трудился на земле (адамá):

     И начал Ной, человек земли, – и насадил виноградник.

          Быт. 9:20

    Дальнейшее известно: Ной испил вина, «раскрылся (обнажился) посреди шатра своего» (Быт. 9:21).

    И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и рассказал двум братьям своим вовне.

        Быт. 9:22

       Видеть грех другого человека – испытание (искушение). Христиане молятся: «Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего» (молитва св. Ефрема Сирина). Чтобы не осуждать другого человека, проще не смотреть. А если невольно увидел, то не осуждать можно, если пресечь корни, откуда растет осуждение. Из молитвы св. Ефрема Сирина узнаем: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» – таковы корни осуждения.

     Праздный человек не ленивый: он деятельный – на осуждение, осуждающий человек – празднословный.

      О том говорит Писание в истории с Хамом: Хам возвестил то, что нечаянно увидел, обоим братьям своим, да еще и вовне.

       Кого осудил Хам? На этот вопрос нужно дать самый обстоятельный ответ.

*

     Есть люди, призванные видеть чужие грехи. Всякий, кто не впадает в осуждение и не радуется греху другого человека, может без вреда «зреть чужие прегрешения», но есть еще и призванные к тому, чтобы видеть. Это – священник, врач, педагог, наконец, родитель. Символом родительского попечения о детях на языке Писания является отцовство. Разве отец осуждает сына или радуется его падению? А теперь представим, что человек – Богу усыновлен, как это было с предками Ноя. Отцы Ноя и Ной – «сыны Божии» (Быт. 6:2). Бог печется о мире, как отец, и «сыны Божии» так делали: они имели о всем мире попечение – и не судили. Бог Отец не судит, и сыны Божии не судили. Откуда мы это знаем?

      По мере того, как человек научается не судить, ему открываются грехи мира. Это особое призвание – молитва и покаяние за весь мир, и у нас есть свидетельство, что таковы были «сыны Божии» до Потопа. Они несли на себе позорные, страшные, прямо каинские имена – Каинан, Енох, Мафусал, Ламех (Бытие, глава 5), которые заставляли их «зреть свои прегрешения», «не осуждать брата своего», будь он «Каин», а отсюда рождалось их особое служение – молитвы за весь мир. Вот кто были подлинно великаны духа, подлинно «сыны Божии», последним из этой череды был Ной. Ной уже нес иное служение:

        Ной претворил молитвенный опыт отцов в строительство ковчега.

       Труды покаяния и молитвы о спасении мира Ной осуществил как дело спасения. На примере Ноя видно, как дела молитвы собираются в поколениях праведных и могут разрешиться всемирным, всем видимым спасительным делом.

      Хам осудил Ноя, сына Божьего. Другое дело, что Ной был ему еще и отец. Через Ноя протекало время всемирной истории, а для самого Хама это была жизнь – и как сына Ноя, и как спасенного из Потопа. Что осудил Хам?

       Хам осудил «человека»[2], сына Божьего, отца и спасителя – и священника.

      Происшествие в семье Ноя имело один аспект, который не позволяет говорить о Хаме как только о непочтительном сыне, а о Симе и Иафете – только как о сынах почтительных. Семья Ноя (как некогда семья Адама, а затем как семья Авраама) была вся Церковь. Хам празднословил о священстве Церкви. Когда мы слышим, как празднословят о священстве, будем знать, что это чистое «хамство». Приходится сказать (при всем уважении к другим христианским конфессиям), что последовательное поведение по образу Хама приводит к отрицанию священства как такового, следовательно, в отношении к священству, протестантизм есть образ мыслей библейского Хама, осуществленный на практике и в полноте. Сохраним эту мысль на будущее, чтобы понять, что такое современный Вавилон. Душевный «склад» библейского Хама проникает далеко за границы того оскорбления, который Хам нанес отцу, священнику и спасителю человечества, которое только-только миновало провал в историческом времени. Дух «хамства» приносит плоды в истории.

     Современный Вавилон: протестантизм – его база. Энтузиазм строителей Вавилонской башни немыслим без отрицания священства.  

      Не могло быть ни одного действующего иерея Божьего среди строителей Вавилона. Именно «Хам» заложил основы столпотворения в Вавилоне.

      Мы рассматриваем историю Хама как пролог к духовному явлению, которое возникло вскоре после Потопа и возродилось в последнюю эпоху всемирной истории – «Вавилон». От Хама началась утрата сыновства в сынах Божьих; утрата сыновства в начальной стадии есть «хамство». Утрата сыновства входит в русло «прогресса» и приводит к утрате не только священства, но и царства[3]. Среди строителей Вавилона не было священника и не было царя.

      Вавилон – это всемирная цивилизация. Духовно «Вавилон» – такое образование, где нет места священству и царству. Для соблюдения священства и царства необходимо – сохранение сыновства по отношению к отцу, земному и небесному. «Вавилон» есть утрата сыновства[4].

 

 

 

[1] «Форма» йéцер; имеется в виду конкретная «форма помышлений сердца», присущая еще допотопным; ср. Быт. 6:5. См.: Революционная интеллигенция.

[2] Св. Писание называет Ноя «человек» (Быт. 6:9), что является знаком великой похвалы (ср. Иов 1:1).

[3] См.: Призвание «ловец» – царя и апостола.

[4] К. Лэш, исследуя характер современной элиты (по преимуществу американской), находит в ней «сочетание “радикальной неблагодарности” [выражение Ортеги-и-Гассета] с не допускающей сомнения верой в безграничность возможностей». Это – своеобразный «психический склад», он позволяет «полагать, что настоящий момент куда как превосходит цивилизации прошлого, и забывать при этом, что современная цивилизация сама есть продукт столетий исторического развития, а не уникальное достижение какой-то эпохи, которая открыла тайну прогресса тем, что отвернулась от прошлого» (К. Лэш, указ. соч., часть I, глава II; курсив наш. – Е.А.).


Добавить комментарий